Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий общественного назначения (как и при проектировании жилых домов) смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Двери и лестницы становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической и каменной облицовки, оконных и дверных витражей.

Соборная мечеть

Кронверкский пр., д. 7

1909-1913 гг. — Николай Васильевич Васильев, Александр Иванович фон Гоген

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н.Померанцева, Л.Н.Бенуа, А.И. фон Гогена. Итоги одного из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов конкурсов были подведены 11 марта 1908 года: всего было рассмотрено сорок пять проектов. Все премированные архитектурные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества — мавзолея Гур-Эмир в Самарканде и мечети Селима в Адрианополе. Отличительной особенностью выигравшего конкурс проекта архитектора Н.В.Васильева стало предложение использовать для облицовки стен блоки гранита, а в отделке куполов мечети, минаретов и порталов применить майолику. Внутри мечеть имеет два уровня молельных залов — мужской внизу и женский наверху. Подвальное помещение было также парадно оформлено на случай слишком большого скопления верующих в дни больших мусульманских праздников. Мечеть была действующей вплоть до 1940 года. Постановлением Совета Министров от 12 декабря 1955 года было принято решение о передаче здания мечети верующим.

Современный вид Соборной мечети. Автор съемки А.В. Химичева. 2017

Современный вид Соборной мечети.
Автор съемки А.В.Химичева. 2017

Васильев Николай Васильевич (1875-1958) — русский архитектор и художник. В 1912-1913 годах, работая над воплощением проекта петербургской мечети, построил «Новый Пассаж» (Литейный пр., д. 51). По проекту Н.Васильева в 1911 году был создан один из корпусов Невской ниточной мануфактуры (Выборгская наб., д. 47). В 1918 году архитектор уехал из России. Он работал в Турции, Сербии, а затем в США.

На главную О проекте Участники проекта Материалы проекта


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2017.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.