В XIX веке в русской архитектуре, так же, как и в западноевропейской, классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям. Архитекторы преследовали цель обновить и обогатить арсенал своих средств, но источниками этого обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы. Эклектичный архитектурный стиль продемонстрировал необыкновенное богатство раскрепощенной фантазии и возможность совмещать исторические формы различных эпох с современными планировочными решениями.

 

В конце XIX века в Европе на смену эклектике пришел новый архитектурный стиль, в России получивший название «модерн». Санкт‑Петербург, имея статус крупной европейской столицы, стал одним из центров развития этих тенденций. Однако данный архитектурный стиль под влиянием северных традиций получил местный колорит. В российской литературе данный стиль, характерный для Скандинавии, Финляндии и Петербурга, часто называют «северным модерном», в то время как в западной историографии он именуется «национальным романтизмом».

 

На смену изощренному стилю модерн пришел конструктивизм. Новые времена требовали новых архитектурных решений. Изящество и обилие декоративных материалов уступили место простоте, лаконичности и функциональности каждой детали. Среди конкурсных работ 1920-1930-х годов все чаще встречались принципиально новаторские предложения: во многих из них пафос революции выражался в невиданных ранее формах, связанных художественным осмыслением эстетических возможностей новых строительных материалов, конструкций, функциональных процессов.

На главную О проекте Участники проекта Материалы проекта


Copyright © Архивный комитет Санкт-Петербурга, 2017.
При копировании материалов ссылка на источник обязательна.