Немногие знают, что Даниил Александрович Гранин работал литературным консультантом на киностудии «Ленфильм» в период 1962–1965 годов. Кинематограф второй половины 1950-х — начала 1970-х годов стал своего рода зеркалом эпохи оттепели и получил название «новой волны». Это означало либерализацию в вопросах выбора сюжета фильмов, процессе кинопроизводства и выпуске их в прокат. Фильмы стали ближе и к своим зрителям – в них усилилась жизненная правдивость (которая ранее была характерна только для фильмов военной тематики), режиссёры всё чаще стали использовать крупный план для рассказа о выдающихся современниках.
Именно они — учёные, исследователи, изобретатели — были героями литературных произведений Д.А. Гранина. Первым фильмом, который был снят по роману писателя, стала кинокартина «Искатели» (1956) режиссёра Михаила Григорьевича Шапиро (1908–1971). Картина, как и книга, посвящена научным открытиям, советским новаторам и человеку, который даже в борьбе с несправедливостью сохранял порядочность — инженеру Андрею Лобанову.
Планировалось, что текст романа будет переработан в сценарий — для этого к Д.А. Гранину присоединился драматург и сценарист Леонид Михайлович Жежеленко (1903–1970). Однако в процессе работы выяснилось, что все сюжетные линии невозможно отразить в ограниченном по времени фильме. В связи с этим авторам пришлось создавать сценарий заново. В итоге из сорока одного эпизода сценария только четыре сцены повторяли имеющиеся в романе.
Кроме того, имели место и многочисленные поправки к фильму, составленные после просмотра кинокартины в Ленинградском обкоме КПСС и Главном управлении по производству фильмов Министерства культуры РСФСР. Масштаб их был совершенно разным — от рекомендации убрать таз с окурками в сцене на почте до доработки сцены партийного собрания.
В том же 1956 году фильм вышел на экраны, покорив зрителей. На встрече с комсомольским активом один из участников поделился следующим впечатлением:
«Очень ценным является то, что в этом фильме показаны обыкновенные, простые люди. Раньше на экранах показывали необыкновенно красивых героев и героинь, а тут — обыкновенные хорошие люди».
В 1965 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Сергеем Микаэляном был поставлен фильм «Иду на грозу» по одноимённому роману Даниила Гранина. Картина рассказывает о двух молодых физиках, которые со студенческих лет занимаются изучением такого природного явления как гроза. Фильм, формально относящийся к жанру производственной драмы, на самом деле рассказывает о людях, которые сталкиваются с проблемой выбора на своем профессиональном, личном и научном пути. Главные роли исполнили Александр Белявский и Василий Лановой.
По сценарию Д.А. Гранина киностудией «Мосфильм» была выпущена двухсерийная кинокартина «Выбор цели» (1974) о сложном моральном выборе, который пришлось сделать учёным XX века при создании атомной бомбы. На главные роли были приглашены известные актеры — Сергей Бондарчук (роль И.В. Курчатова) и Сергей Юрский (роль Роберта Оппенгеймера), что обеспечило убедительную силу и большой успех этому фильму.
В том же году Д.А. Гранин работал над текстом для совершенно другой и невероятно любознательной аудитории — детской. Это был текст для диафильма (студия «Диафильм» Госкино СССР, 1975) про замечательного художника и героя Великой Отечественной войны Евсея Евсеевича Моисеенко (1916–1988), который добровольцем ушёл в народное ополчение, попал в плен и до апреля 1945 года находился в концентрационном лагере. Текст Даниила Александровича призван был помочь экспрессивной живописи этого мастера на темы Гражданской и Великой Отечественной войны найти отклик в сердцах юных любителей искусства.
Однако в биографии Гранина-сценариста имеются и нереализованные замыслы. В 1983 году Даниил Александрович создал киносценарий к фильму «Остался дневник» («Ленинградский мальчик»), в основу которого легли дневниковые записи погибшего в блокаду Юры Рябинкина. С писателем работал известный кинорежиссер И.Е. Хейфиц. В статье «Тайны блокады» Гранин писал, что сценарий был принят на художественном совете Ленфильма, одобрен Главком, но «задержан» по указанию первого секретаря Ленинградского обкома. Фильм так и не был осуществлен, хотя блокадные дневники, собранные Д.А. Граниным всё же «прозвучали» в документальном фильме Александра Сокурова «Читаем Блокадную книгу» (2009).
Типовой сценарный договор, заключенный киностудией «Ленфильм» с Д.А. Граниным и Л.М. Жежеленко на подготовку литературного сценария к фильму «Искатели»
|
Список поправок к фильму «Искатели», составленных после его просмотра в Ленинградском обкоме КПСС. Копия, машинопись с рукописной правкой
|
Письмо исполняющего обязанности директора Киностудии «Ленфильм» заместителю начальника Главного управления по производству фильмов об изменении суммы выплаты Д.А. Гранину и Л.М. Жежеленко
|
Кадр из фильма «Искатели» киностудии «Ленфильм» (режиссёр М.Г. Шапиро)
|
Кадр из фильма «Искатели» киностудии «Ленфильм» (режиссёр М.Г. Шапиро)
|
Кадр из фильма «Искатели» киностудии «Ленфильм» (режиссёр М.Г. Шапиро)
|
Пригласительный билет на просмотр и обсуждение фильма «Искатели» в Московском Доме кино
|
Пригласительный билет на просмотр и обсуждение фильма «Искатели» в Московском Доме кино
|
Кадр из фильма «Иду на грозу» киностудии «Ленфильм» (режиссёр С.Г. Микаэлян)
|
Кадр из фильма «Иду на грозу» киностудии «Ленфильм» (режиссёр С.Г. Микаэлян)
|
Кадр из фильма «Иду на грозу» киностудии «Ленфильм» (режиссёр С.Г. Микаэлян)
|
Фрагменты второго варианта режиссёрского сценария Д.А. Гранина и И.В. Таланкина «Выбор цели». Машинопись с авторской правкой Д.А. Гранина
|
Гранин Д.А. Фрагмент сценария для диафильма о художнике Е.Е. Моисеенко. Машинопись, автограф
|
Гранин Д.А., Таланкин И.В. Брошюра к кинофильму «Выбор цели» киностудии «Мосфильм». Типографский экземпляр
|
Фрагмент киносценария А.М. Адамовича и Д.А. Гранина «Остался дневник». Машинопись с авторской правкой Д.А. Гранина
|