Для проверки
 
 
 
 
 
 

Супер-дамба президента Насера

 

Изначально это был британо-американский проект, но после завершения Суэцкого кризиса, вызванного национализацией Египтом Суэцкого канала в 1956 году, проект строительства Асуанской плотины был передан Советскому Союзу с привлечением советских гидроэнергетиков. В специальном Учебном центре по советским методичкам и советские же специалисты готовили строителей и монтажников. И подготовили их 100 тысяч! Официально к работам приступили 9 января 1960 года. Для реализации проекта при египетском правительстве было создано сначала Управление, а затем и самостоятельное Министерство высотной Асуанской плотины, возглавленное Муссой Араффой.

Официально к работам приступили 9 января 1960 года, когда, нажав на красную кнопку, Насер произвел первый взрыв в будущем котловане главных сооружений. На церемонии в честь перекрытия Нила 15 мая 1964 года присутствовали: президент Египта Гамаль Абдель Насер, генеральный секретарь ЦК КПСС СССР Никита Хрущев, президент Алжира Ферхат Аббас и президент Ирака Абдул Салам Ареф. По ходу строительства были решены сложнейшие задачи по эвакуации архитектурных объектов исторического наследия под эгидой ЮНЕСКО, а также переселены 90 тысяч человек.

Торжественное открытие Асуанского гидроузла состоялось 15 января 1971 года. Конечная мощность Асуанского гидроузла составила 2100 МВт, что в 24 раза превосходит мощность первенца ГОЭЛРО — Волховской ГЭС, хотя и уступает Куйбышевской станции (2456,5 МВт). Завершение проекта не только дало мощный толчок египетской экономике, но и привело к ряду негативных экологических последствий. Скапливающийся выше дамбы ил вызвал повышение уровня вод в верхнем течении. Из-за нарушений в экосистеме в некоторых районах наблюдается эрозия почв. Снизился улов рыбы в Красном море. Однако, плюсы, связанные с тем, что Нил удалось усмирить, а страна обрела источник дешевой энергии, перевешивают эти издержки.

В 1994 году, когда отношения двух стран нормализовались, «Ленгидропроект» предложил египетской стороне построить на Асуане огромный судоподъемник, позволяющий перемещать суда из верхнего бьефа в нижний и обратно. Аналогичный судоподъемник на Красноярской ГЭС специалисты называют одним из «чудес света». Вместе с плотиной, было бы два чуда света в одном месте.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исследование кавитационной эрозии на модели рабочего колеса гидротурбины Асуанской ГЭС и способы снижения уровня пульсаций на пониженных напорах, Часть 1. Разрез по турбинному блоку. P.b. РО-697 и РО-798 с подводом воздуха. 1963 год. ЦГАНТД СПб. Ф.Р-190. Оп.2-5. Д.2708. Л.75
Исследование кавитационной эрозии на модели рабочего колеса гидротурбины Асуанской ГЭС и способы снижения уровня пульсаций на пониженных напорах, Часть 1. Разрез по турбинному блоку. P.b. РО-697 и РО-798 с подводом воздуха. 1963 год. ЦГАНТД СПб. Ф.Р-190. Оп.2-5. Д.2708. Л.75
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исследование напряженного состояния водосбросных тоннелей Асуанской плотины. Технический отчет по работе: «Исследование напряженного состояния водосбросных тоннелей Асуанской плотины». Титульный лист. 1962 год. ЦГАНТД СПб. Ф.Р-315. Оп.2-4. Д.4420. Л.1
Исследование напряженного состояния водосбросных тоннелей Асуанской плотины. Технический отчет по работе: «Исследование напряженного состояния водосбросных тоннелей Асуанской плотины». Титульный лист. 1962 год. ЦГАНТД СПб. Ф.Р-315. Оп.2-4. Д.4420. Л.1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исследование напряженного состояния водосбросных тоннелей Асуанской плотины. Продольный разрез по водосбросному сооружению. 1962 год. ЦГАНТД СПб. Ф.Р-315. Оп.2-4. Д.4420. Л.6
Исследование напряженного состояния водосбросных тоннелей Асуанской плотины. Продольный разрез по водосбросному сооружению. 1962 год. ЦГАНТД СПб. Ф.Р-315. Оп.2-4. Д.4420. Л.6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет заместителя главного эксперта Георгия Александровича Радченко. Б\д. Из архива АО «Ленгидропроект».
Портрет заместителя главного эксперта Георгия Александровича Радченко. Б\д. Из архива АО «Ленгидропроект».