Публикатор

Назад к целой странице
Назад

Татьяна Пилецкая. К 85-летию со дня рождения

2 июля 2013 года исполнилось 85 лет со дня рождения народной артистки России Татьяны Львовны Пилецкой. Этому юбилею посвящена открывшаяся 2 сентября в ЦГАЛИ СПб выставка, которая освящает жизненный и творческий путь актрисы.

«Да, у всех судьбы разные», ‒ признается Т. Л. Пилецкая названием своей автобиографической книги, её же собственную судьбу можно назвать не просто отличной от других, но, несомненно, выдающейся. Не только благодаря многочисленным «серебряным нитям», связывающим её со знаменитыми современниками, такими как художник А. Ф. Пахомов и режиссёр Г. А. Товстоногов, а также вследствие удивительной многогранности её творческой деятельности, включающей помимо полной самоотдачи актерской работы, автобиографической поэзии и прозы, генеалогические изыскания, позволившие восстановить историю её семьи до 1560 г.

Книга "Серебряные нити", Т.Пилецкая. 1997г.

Т. Л. Пилецкая родилась в Ленинграде. По воспоминаниям актрисы, мечта о сцене возникла ещё в детстве, когда она участвовала в домашних «концертах». Известный художник К. С. Петров-Водкин, друг семьи и постоянный зритель этих выступлений, увидел в девочке будущую балерину, на что обратил внимание родителей. В итоге Т. Л. Пилецкую отдали в Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой, которое она окончила в 1945 г.

Получив балетное образование и поработав несколько лет в качестве артистки балета в ленинградских театрах, молодая актриса практически сразу оказалась вовлечена в мир кино, которому она отдала более полувека своей жизни. Начав с роли Даши Севастопольской в фильме «Пирогов» (режиссёр Г. М. Козинцев, 1947), актриса буквально через несколько лет стала известна благодаря участию в фильме «Разные судьбы» (режиссёр Л. Д. Луков, 1956). Она появилась на экране в образе Тани Огневой, красивой, но своенравной девушки, играющей чужими чувствами. По признанию Т. Л. Пилецкой, эта работа сыграла неоднозначную роль в её творческой судьбе. С одной стороны, она подарила огромную популярность и зрительскую любовь, с другой – во многом ограничила репертуар начинающей актрисы, за которой необоснованно закрепилась характеристика «злой». Даже роли положительных героинь в других фильмах («Невеста», режиссёр Г. Г. Никулин, В. М. Шредель, 1956; «Олеко Дундич», режиссёр Л. Д. Луков, 1958) не смогли до конца развенчать этот миф.

Т.Пилецкая на кинофестивале в Италии. 1957г.

В 1963 г. Т. Л. Пилецкая решила вернуться в театр, но не тот, где она была лишь актрисой балета, а в театр с самой большой сценой в Ленинграде – Театр имени Ленинского Комсомола. Одна из первых театральных ролей (Роксаны в «Сирано де Бержераке», режиссёр-постановщик П. О. Хомский, 1964) оказалась не только прекрасной школой, но и одной из самых ярких и продолжительных театральных работ Т. Л. Пилецкой. О невероятном успехе свидетельствует хотя бы тот факт, что в этой роли актриса выходила на сцену 604 раза за 15 лет бытования спектакля. Театр имени Ленинского Комсомола (сейчас – Балтийский дом) стал в прямом смысле слова «домом» для актрисы. Самые интересные и памятные актерские работы, по словам Т. Л. Пилецкой, были представлены именно на его сцене. Из них следует назвать роль Аманды в «Стеклянном зверинце» (режиссёр-постановщик А. Б. Исаков, 1998), роль матери в спектакле «Сон об осени» (режиссёр-постановщик В. Клименко, 2002). В ставшем родным театре Т. Л. Пилецкая, по собственному выражению, «пережила» три театральных занавеса (три его смены), что свидетельствует об удивительно долгом и плодотворном актерском труде.

Т.Пилецкая в роли Роксаны («Сирано де Бержерак»).1964г.

На юбилейной выставке в ЦГАЛИ СПб представлены материалы из фонда Т. Л. Пилецкой, режиссера Г. М. Козинцева, театра «Балтийский дом», киностудии «Ленфильм». Это фотографии, запечатлевшие актрису в разных ролях (как в кино, так и в театре), плакаты-анонсы предстоящих премьер с её участием. Кроме того, на выставке можно увидеть автобиографические книги Т. Л. Пилецкой («Серебряные нити», «Хрустальные дожди»), и, конечно, многочисленные Почетные грамоты, некоторые из которых относятся к самому началу творческого пути (например, грамота за активное участие в художественной самодеятельности Северного флота 1952 г.). О зрительской любви и преклонении перед талантом актрисы свидетельствуют письма поклонников, часто посвящавших Т. Л. Пилецкой поэтические произведения. В одном из них есть такие строки:


                                               О, как за Вас Россия горделива,

                                               Что Вас актрисою большою назвала!

                                                                                              (П. Ф. Моисеенко, 1958г.)

В заключении хочется поздравить Татьяну Львовну Пилецкую с юбилеем, пожелать, помимо крепкого здоровья, душевных сил и творческой энергии, исполнения заветной мечты – создания театральной постановки специально для неё, которая была бы лучшим подарком не только самой актрисе, но и многочисленным почитателям её таланта.

 

 

 

Материал по выставке подготовлен ведущим архивистом отдела использования документов

А.А.Варламовой