Публикатор

Назад к целой странице
Назад

Приложение 10 - Предисловие

Приложение 10

Предисловие

Салманов Вадим Николаевич родился 4 ноября 1912 года в Петербурге в семье Николая Германовича Салманова (1886-1930) и Елены Александровны Салмановой (урожд.Фрикен). 

Николай Германович Салманов, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом, учеником А.Н.Есиповой, поэтому начал самостоятельно учить  сына игре на фортепиано уже с шестилетнего возраста, одновременно приобщая его к изучению музыкально-теоретических дисциплин. В семье считалось, что мальчик посвятит себя музыке.

Смерть отца в 1930 году заставила В.Н.Салманова изменить жизненные планы. Будущий композитор  начал трудовую деятельность на заводе «Коминтерн» и проработал учеником механика и механиком до 1931 года. В этот период жизни  В.Н.Салманов увлекся геологией и в 1931–1935 гг. работал в геологических учреждениях Ленинграда, совмещая работу с учебой в Геолого-разведочном техникуме.

«В 1935 г. бросаю геологию и работаю пианистом в кружках художественной самодеятельности…» – писал в автобиографии В.Н.Салманов[1]. К этому времени относятся первые композиторские опыты В.Н.Салманова и начало частных занятий с композитором А.П. Гладковским.

В 1936 году В.Н.Салманов поступил на композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории (далее – ЛГК) (класс профессора М.Ф.Гнесина), которую окончил в 1941 году. Одновременно с учебой вел курс инструментоведения в Музыкальном училище при ЛГК.

Великая Отечественная война надолго оторвала В.Н.Салманова от творческой и педагогической деятельности. С июля 1941 года по март 1945 года В.Н.Салманов находился в рядах Красной (Советской) Армии в качестве рядового музыкального взвода, затем сержанта, зам.начальника клуба. Место службы – училище Воздушного наблюдения, оповещения и связи Красной Армии (ВНОСКА).

В марте 1945 года специальным Постановлением СНК СССР по ходатайству Музыкально-педагогического института им.Гнесиных (далее – Институт)  В.Н.Салманов был демобилизован и направлен в Москву на работу в Институт. В Институте он преподавал ряд теоретических дисциплин и был ассистентом у М.Ф.Гнесина. 

По возвращении в Ленинград с сентября 1946 года В.Н.Салманов возобновил преподавательскую деятельность в Музыкальном училище при ЛГК, а с октября 1950 года – уже в ЛГК (класс инструментовки, а затем – класс сочинения).

Из класса профессора В.Н.Салманова вышли такие композиторы как Г.Г.Белов, Л.П.Балай, В.А.Ефремов, Г.О.Корчмар, В.Л.Наговицын, И.М.Лученок,

Г.-Р.Н.Синисало, Ю.А.Симакин, О.Н.Хромушин и многие другие.

Послевоенный период был для В.Н.Салманова фактическим началом   плодотворной творческой деятельности. Первые же сочинения этих лет, такие как Квартет № 1 для 2-х скрипок, альта и виолончели, Соната № 1 для скрипки и фортепиано, песни и романсы на стихи А.А.Блока и др., по мнению музыковедов, отражали серьезность замыслов, глубину содержания и незаурядное умение композитора.

На рубеже 1940-х ― 1950-х годов композитор обратился к оркестровой музыке. Значительным событием было создание Симфонии № 1 для симфонического оркестра, в которой композитор использовал славянские мотивы.

В 1950-е гг. В.Н.Салманов написал ряд крупных сочинений, в том числе Сюиту для симфонического оркестра «Поэтические картинки» по Г.Х. Андерсену и ораторию-поэму для смешанного хора и симфонического оркестра «Двенадцать» на стихи А.А. Блока.

Большую известность получили поздние сочинения В.Н.Салманова ― Симфонии № 2, № 3, № 4 для симфонического оркестра, Концерты №. 1, № 2, № 3 для скрипки и симфонического оркестра, струнные квартеты и др. Впервые все четыре симфонии и симфоническая картина «Лес» были исполнены Академическим оркестром Ленинградской филармонии под руководством Е.А.Мравинского. Все премьеры прошли в Большом зале Ленинградской филармонии.

Сотрудничество В.Н.Салманова и Е.А.Мравинского продолжалось более 30-ти лет. Первая совместная работа (премьера симфонической картины «Лес») относится к 1949 году, последняя – (премьера Симфонии № 4) - к 1977 году. 

Важное место в творчестве В.Н.Салманова принадлежало вокальной музыке. Им написаны романсы, вокальные циклы, песни на стихи А.А.Блока, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Я.Купалы, П.Неруды, Г.Лорки, Н.Рубцова и др.

В.Н.Салманов – один из композиторов, возродивших жанр хорового концерта. За хоровой концерт № 1 «Лебедушка» композитор в 1970 году был удостоен  Государственной премии им.М.И.Глинки.

Последними сочинениями, написанными В.Н.Салмановым, были вокализ «Забытая ария» для скрипки, хора и органа; Соната №3 для скрипки с фортепиано, два цикла «В минуты музыки» и «Русь моя»  для голоса с фортепиано на слова Н.Рубцова  и три хора a'cappella также на  стихи Н.Рубцова. Сочинения датированы 1977 годом.

Творчество В.Н.Салманова лаконично и емко охарактеризовал Е.А.Мравинский. «Музыка Салманова – истинно русская и по духу, и по своей этической направленности. Ей присущи строгость и мужественность. Здесь, мне думается, нельзя не сказать о новаторском претворении Салмановым традиций русской и советской классики. Я назвал бы в этой связи имена Танеева, Глазунова, Прокофьева и, конечно, Шостаковича»[2].

Разнообразной была и общественная деятельность В.Н.Салманова. Он неоднократно избирался председателем ЛО Музфонда СССР, членом правления и заместителем председателя ЛОСК, секретарем Союза композиторов РСФСР, руководил молодежной секцией ЛОСК.

В.Н.Салманов - член Союза композиторов с 1940 года.

В 1972 году композитору было присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР».

Умер Вадим Николаевич Салманов 27 февраля 1978 года в Ленинграде.

           

Документы личного архива В.Н.Салманова передала в ЦГАЛИ СПб в 1999 году вдова композитора  Салманова Светлана Владимировна.

В 2008-2009 гг. документы прошли научное описание, в результате которого была составлена настоящая опись.

Опись содержит 268 дел и состоит из следующих разделов:

Нотные рукописи В.Н.Салманова.

Раздел включает нотные рукописи балета «Человек», оратории-поэмы «Двенадцать», хоровых, камерно-вокальных, вокально-симфонических, инструментальных и симфонических произведений, обработки русских народных песен.

Документы раздела систематизированы по жанрам, внутри жанров – по хронологии.

В нотных рукописях партитур Симфоний №1, №2, №3, №4 и симфонической картины «Лес» имеются дирижерские пометы Е.А.Мравинского.

Рукописи В.Н.Салманова.

Раздел состоит из рукописей статей, докладов, выступлений, интервью, бесед. Документы систематизированы по жанрам, внутри жанровых групп – по хронологии.

Документы, собранные В.Н.Салмановым для своих работ и по интересующим его темам.

В раздел вошли статьи, посвященные вопросам композиции, документы о музыкальных фестивалях (буклеты, проспекты), журналы на иностранных языках с материалами, освещающими музыкальную жизнь Польши и Чехословакии. Систематизация документов раздела проведена по хронологии.

Письма В.Н.Салманову.

Раздел состоит  их 2-х подразделов: письма отечественных и зарубежных корреспондентов. Среди корреспондентов В.Н.Салманова композиторы, певцы, музыканты, музыковеды, поэты и др. Письма отечественных корреспондентов, сформированные в дела по корреспондентскому признаку, систематизированы по алфавиту фамилий, письма учреждений и организаций, музыкальных коллективов и др. систематизированы по хронологии и расположены в конце подраздела. В целях сохранения информации о происхождении и бытовании документов в состав подраздела включены почтовые отправления от поэтов В.А.Скаченкова и В.Н.Суслова, содержащие конверты и тексты стихотворений к песням В.Н.Салманова. Систематизация писем зарубежных корреспондентов проведена по географическому признаку в алфавитном порядке названий стран, внутри географических групп – по алфавиту фамилий корреспондентов;в конце названных групп расположены письма

неустановленных лиц, учреждений, организаций, музыкальных коллективов и др. В конце раздела помещено дело с визитными карточками разных лиц.

Документы к биографии В.Н.Салманова.

В раздел вошли дипломы и почетные грамоты, приглашения, программы и афиши авторских концертов В.Н.Салманова и с участием его произведений как в СССР, так и за рубежом, хронологический список и список по жанрам сочинений В.Н.Салманова за 1937-1977 гг. с указанием опубликованности отдельных сочинений и др. Список сочинений В.Н.Салманова по жанрам раскрывает состав и содержание музыкальных произведений, таких как циклы, хоры, концерты, трио, квартеты.

Документы сформированы в дела и систематизированы по номинально-хронологическому признаку. В начало раздела вынесены дипломы и почетные грамоты.

Документы о В.Н.Салманове.

Раздел содержит статьи и заметки о В.Н.Салманове и документы с упоминанием о нем (статьи, заметки, письма, буклеты) как на русском, так и на иностранных языках, дипломные работы об оратории–поэме «Двенадцать», некрологи, приглашения, программы и афиши концертов и вечеров памяти В.Н.Салманова и др.

Документы сформированы в дела по номинальному признаку и систематизированы в разделе по хронологии. В начало раздела  вынесено дело со статьями и заметками о В.Н.Салманове.

Изобразительные документы.

Раздел состоит из фотографий В.Н.Салманова, индивидуальных и в группах с Б.А.Араповым, М.Ф.Гнесиным, В.М.Дешевовым, О.А.Евлаховым, Д.Б.Кабалевским, В.П.Соловьевым-Седым, А.П.Петровым, Д.Д.Шостаковичем и др.; композитора В.А.Кончакова, индивидуальных, а также типографского экземпляра литографии Н.Н.Жукова «Аппассионата». Документы раздела систематизированы согласно перечислению.

Отдельные фотографии д. № 266 опубликованы в книге «В.Н.Салманов. Материалы. Исследования. Воспоминания». (Л.,1982).

При описании документов устанавливались их подлинность, копийность, автографичность, полнота и оговаривались в заголовке. Сведения и даты, установленные на основании различных источников, но не являющиеся бесспорными, заключены в квадратные скобки. В делах, сформированных из писем и/или фотографий, кроме общего числа листов указано количество писем и/или фотографий. В сведениях об опубликованности отдельных документов фонда (фотографии, письма) в книге «В.Н.Салманов. Материалы. Исследования. Воспоминания» (Л. 1982 )  вышеназванная книга указана как «Сборник».

Опись содержит: список сокращений, список печатных изданий, поступивших в составе фонда.                                  

                                  

Зав.отделом научного описания личных фондов,ИПС и ААТ                                        Т.Н.Зверева

 

30.11.2009


[1] ЦГАЛИ СПб. Ф.348. Оп.3. Д.102. Л.5.

[2] «В.Н.Салманов. Материалы. Исследования. Воспоминания». Л., 1982. С.19.