Публикатор

Назад к целой странице
Назад

Практика проведения школьных уроков. Из опыта взаимодействия государственных архивов Мурманской области с образовательными учреждениями

Уважаемые коллеги!

Отделом архивов проанализирован опыт работы двух государственных архивов Мурманской области по взаимодействию архивных учреждений и учреждений образования, который представляется вашему вниманию.

Государственные архивы Мурманской области уделяют большое внимание проведению информационных мероприятий с использованием архивных документов для различных категорий пользователей, прежде всего проведению мероприятий для детско-юношеской аудитории.

Формы работы с образовательными учреждениями традиционны: лекции, экскурсии по архиву, архивная практика, семинары, круглые столы, конференции, викторины, уроки.

Не секрет, что в настоящее время у образовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев, колледжей) достаточно много возможностей как собственных, так и в сотрудничестве с другими учреждениями образования, учреждениями культуры (библиотеки, музеи, Дворцы культуры и пр.), шефскими организациями для проведения интересных и значимых мероприятий. Поэтому к такой форме взаимодействия как урок в архиве педагогическое сообщество относилось несколько настороженно и не сразу оценило его познавательное и воспитательное значение.

Понимая, что успех работы с обучающимися во многом зависит от личности учителя, осознания им важности и значимости работы с подлинными документами, архивы стремились на первом этапе сделать своими союзниками учителей истории и обществознания, а в последние годы    работников дошкольного и дополнительного образования и органы управления образованием.

С этой целью взаимоотношения о сотрудничестве с образовательными учреждениями построено на основе бессрочного договора о сотрудничестве в области использования архивных документов.

Считаем, что договоры о сотрудничестве играют большую роль в реализации совместных проектов.  Преимущества работы на основе договоров очевидны:

  • определяется правовая основа взаимоотношений в области использования архивных документов;
  • обеспечивается гарантия защиты документов от несанкционированного использования;
  • устанавливаются стабильные, прочные связи социального партнерства;
  • появляется возможность планирования и проведения совместных мероприятий.

В рамках этих договоров был разработан проект по проведению на базе государственных архивов школьных уроков по двум направлениям историческое краеведение и героико-патриотическое.

Цель проекта – воспитание патриотизма и гражданственности у обучающихся, уважения к истории, традициям, культуре своей семьи, малой родины и Отечества в целом.

Всего за двухлетний период осуществления проекта было проведено 85 уроков для учащихся 4-11-х классов образовательных учреждений Мурманска, Кировска и Апатиты (охват аудитории – свыше 1500 чел.).

При подготовке урока наиболее сложным был вопрос с выбором его содержания и формы. Конечно, это должен быть нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, несущее такую смысловую нагрузку, которая вызывала бы, прежде всего, интерес учеников и желание прийти в архив еще не один раз. На выходе школьная аудитория должна иметь представление об архиве и получить первоначальные навыки работы с архивными документами.

Сегодня, когда одной из проблем современной школы считается резкое снижение, а иногда и полное отсутствие интереса учеников к изучаемым обязательным предметам, сделать урок интересным и увлекательным, эмоциональным, продуктивным, нравственно и эстетически воспитывающим, да еще и за пределами учебного заведения очень и очень сложно.

Чтобы сделать урок своеобразным произведением, где главным действующим лицом должен быть документ, чтобы в ходе урока его участники с помощью архивных документов прочувствовали описываемые события, сопереживали участникам этих событий и могли окунуться в атмосферу тех лет, были использованы соответствующие педагогические технологии.

С учетом возрастных и психологических особенностей школьной аудитории были разработаны и согласованы с органами образования планы- конспекты уроков. А также определены формы проведения уроков: урок-практикум, сочетающий информационную и практическую часть, устный журнал, лекция с элементами исследования. Кроме того, содержание каждого урока в зависимости от школьной аудитории согласовывалось с учителями истории.

Чтобы не было на архивном уроке скучающих и равнодушных детей, использовались и музыка, и стихи, и слово архивиста, выступающего в роли учителя, и подготовленные видеосюжеты по тематике уроков. Они позволили сделать материал более наглядным, зрелищным и доступным.

Так, например, для младших школьников на уроках по окружающему миру при изучении темы «Моя малая родина», рассказывая о рождении города Кировска и треста «Апатит», наряду с демонстрацией архивных документов с помощью мультимедийных средств, применялись театрализованные элементы.

А для старшеклассников при изучении на уроках истории таких тем, как методы проведения сталинской модернизации страны, итоги первых пятилеток проводилась работа по исследованию архивных документов, ксерокопии которых представлены каждому обучающемуся. Разумеется, документы, рассказывающие о жизни людей в нашем крае, более понятны и близки учащимся, чем отвлеченное изучение исторических событий.  Исходя из опыта работы, заметим, что конкретизация общеисторических представлений на местных документальных материалах интересна большинству старшеклассников вне зависимости от выбранного ими профиля обучения.

Поскольку 2014 – 2015 гг. связаны с юбилеями разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, наибольший интерес вызвали уроки, посвященные этим датам.

Несколько слов о методике проведения данных уроков, подготовленных Государственным архивом Мурманской области.

Урок «Листая памяти страницы» проходил в форме устного журнала, которая позволила сделать его динамичным и содержательным.

Поскольку одной из задач урока было обучение первоначальным навыкам работы с архивным документом, то к одной из страниц устного журнала была подготовлена копия архивного дела, и учащиеся смогли получить представления о его поисковых данных, содержании (заявления о добровольной отправке на фронт), исторической и личностной ценности документов посредством чтения, изучения внешних характеристик (даты, возраста автора, почерка, грамотности т.д.).

На следующей странице устного журнала была продолжена работа с архивными документами – на этот раз с воспоминаниями сандружинниц Мурманска. Они помогли учащимся представить страшную картину разрушений города после налетов вражеской авиации летом 1942 года, рассказать о героизме девушек, младшей из которых было 14 лет, которые каждый день, рискуя собственной жизнью, спасали людей и имущество во время пожаров и бомбежек.

Для того чтобы знания, учащихся были результатом их собственных поисков, использовались элементы научного исследования, например, при чтении заявлений добровольцев одной из целей исследования было изучение причин, по которым военкомат отказывал добровольцам в их желании идти на фронт.

На уроке «Письма, опаленные войной» в процессе чтения фронтового письма 18-летнего мурманчанина Александра Павлова учащимся предлагались такие вопросы:

  • Нарисуйте возникшую в вашем воображении картину происходящих событий.
  • Попробуйте описать личность автора письма, определить черты характера, рассказать о его семье.

Отвечая на поставленные вопросы, ученики буквально проживают вместе с ним его жизнь с момента начала войны и до момента гибели.

Одно из практических заданий данного урока: складывание фронтового письма-треугольника. Учащиеся на примере солдатского треугольника бойца мурманчанина Михаила Трифонова смогли поразмышлять, почему именно так боец сложил письмо, обратили внимание на знаки цензоров, объяснили причины этого. Дорисовывая возможные обстоятельства происходившего, учащиеся погружаются в атмосферу событий военных лет и, в результате, в своих ощущениях оказываются в воображаемой обстановке.

После такого непосредственного участия в процессе урока большинству учащихся достаточно просто ответить на один из итоговых вопросов урока: «Какую же информацию несут архивные документы?».

Таким образом, непосредственная работа с документом – это главная часть урока, которая приближает учеников к изучаемому событию, создает, особый эмоциональный фон восприятия, что способствует формированию интереса к истории, пониманию важности архивного документа.

Прикосновение (в прямом и переносном смысле) к подлинным документам, несущим многоплановую информацию, от содержания до стиля и грамотности исполнения, качества бумаги вызывает не только познавательный интерес у школьников, но имеет и колоссальный воспитательный эффект.

По итогам занятий в архиве ребята представили свои творческие отчеты ввиде небольших сочинений, эссе, буклетов по заданной теме, небольших постеров и даже стихотворений.

 Вот несколько отзывов, полученных от учащихся в конце урока на   вопросы: я узнал…, я почувствовал, меня удивило. Учащиеся 4 класса узнали на уроке «что очень много людей хотело попасть на фронт, что у них было такое желание защищать свою Родину»; учащиеся 10 класса узнали «как нужно работать с архивными документами, какая это кропотливая и увлекательная работа», ученики 4 класса почувствовали «ту невыносимую боль, которую нигде и никогда нельзя почувствовать», «как будто я побывал в том времени»; учащиеся 10 класса почувствовали  «гордость за то, что живу именно в этой стране, гордость за народ Советского Заполярья». 10-классников удивило «бесстрашие людей (женщин, мужчин и детей)» и «что в наше время сохранилось много материалов, которые помогают нам не забывать наших героев».

Об эффективности проведения школьных уроков на базе архива свидетельствует тот факт, что инициатива проведения их стала исходить в большей степени от учителей истории и классных руководителей. Этому, конечно, способствуют и такие мероприятия, проводимые государственными архивами, как семинары и круглые столы о перспективах сотрудничества архивных и образовательных учреждений.

Преимущества взаимодействия архива и образовательных учреждений очевидны и только обогащают участвующие стороны. Образовательные учреждения, сотрудничая с архивистами, получают достоверную, качественную, основанную на фактическом материале информацию и хорошо подготовленные мероприятия. 

Важной частью уроков являются видеосюжеты по тематике уроков, которые позволяют сделать материал более наглядным, зрелищным и доступным.

В завершении позвольте предложить фрагменты презентаций. Это - вступительная часть к уроку «Листая памяти страницы» (для озвучивания фрагмента привлечены специалисты звукозаписывающей студии ГТРК «Мурман», а стихотворение Павла Шубина «Солдаты Заполярья» позволило буквально «оживить» военные фотографии Евгения Халдея, которые хранятся в фондах ГАМО.

И заключительная часть этого урока – показ фотографий периода Великой Отечественной войны из фондов ГАМО под песню «Военные фотографии» в исполнении Юрия Визбора.

Военные фотографии

Путь мужества и славы