Публикатор

Назад к целой странице
Назад

Николай Сергеевич Мартон: «Театр – это прежде всего способ жизни, существования...»

 

18 ноября 2014 года в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга состоялось открытие выставки «Театр – это прежде всего способ жизни, существования», посвященной Николаю Сергеевичу Мартону.

Колесо судьбы народного артиста России Николая Сергеевича Мартона тесно связано с Санкт – Петербургом со студенческих лет по  сей день.

Наследник блистательной плеяды мастеров русского драматического театра стал достойным представителем традиций Александринки, носителем высочайшей культуры слова, графически выразительной пластики, отточенного жеста.

Выпускник Киевского театрального института им. Карпенко-Карого Николай Сергеевич Мартон после окончания института в 1958 г. вскоре становится ведущим артистом Крымского русского драматического театра имени М. Горького в г. Симферополе, играя ведущие роли современного и классического репертуара. Это образы современников-Герман в «Тане» А. Арбузова, Славка в «Неравном бое» В. Розова, а также классические-Ромео в трагедии «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, Дон-Жуана в «Каменном властелине» Леси Украинки и др.

 В дни гастролей театра в Ленинграде летом 1962 г. Мартона увидел легендарный художественный руководитель театра драмы им. А.С. Пушкина замечательный актер, режиссер и педагог Л.С. Вивьен и пригласил его в театр. Уже в декабре этого года он был артистом прославленного театра.  В приказе по Ленинградскому ордена Трудового Красного Знамени Академическому театру им. А.С. Пушкина № 208 от 10 декабря 1962 г. указано: «Мартон Н.С. зачисляется артистом театра с 4 декабря с окладом - 175 рублей в месяц, в порядке перевода из Крымского драматического театра, прошедшего по конкурсу».(Ф.354, Оп.2, Д.481, Л.99)

Ему с первых же дней пребывания в театре посчастливилось играть с такими выдающимися корифеями театра как Н.К. Черкасов, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев и др. Н.С. Мартон легко и органично вошел в ансамбль пушкинцев и в первых же работах на академической сцене раскрыл незаурядное актерское дарование, играя роли: Альбера в «Скупом рыцаре»(«Маленькие трагедии») А.С. Пушкина, Фабиано  Фабиани в драме Виктора Гюго «Мария Тюдор» и др. и имел успех.

Настоящее признание актеру принесла роль Антуана де Сент-Экзюпери в спектакле по пьесе Л. Малюгина «Сент-Экзюпери», где ему с потрясающей достоверностью и убедительностью удалось создать поэтический образ- романтика, устремленного в будущее, с его мечтой о единении людей, о мире, в котором нет места злобе, войне.

Диапазон ролей, сыгранных актером на сцене Александринского театра необычайно велик. Среди них были, кроме выше названных, Дульчин в «Последней жертве» А.Н. Островского, Шабельский в «Иванове» А.П. Чехова, Наполеон в «Фельдмаршале Кутузове» В. Соловьева, Ризположенский в «Своих людях - сочтемся» А.Н. Островского, Маркиз в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Чампа в «Колпаке с бубенчиками» Л. Пиранделло и многие другие. Всего более 100 ролей.

Отличные внешние данные, яркий темперамент, романтическая взволнованность, музыкальность, выразительность пластики и голоса- вот те черты, которые способствовали успеху Н.С. Мартона и благодаря которым он вырос в большого мастера сцены, постоянно оттачивая свое мастерство, и стал одним из популярных и любимых артистов Ленинграда.

Работая с различными режиссерами, актер всегда органично и творчески включается в «предлагаемые обстоятельства» художественной системы спектакля, открыт к сотрудничеству и легко импровизирует. Это позволило - представителю классической театральной традиции – оказаться активно востребованным в спектаклях классических, современных и даже авангардных. Вот несколько красноречивых дарственных надписей режиссеров-постановщиков Н.С. Мартону на программках к спектаклям: «Зимняя сказка» В.Шекспира - «Дорогой Николай Сергеевич! Встреча с Вами в работе- для меня событие. С премьерой замечательный Человечище и Актер! Ваш А. Смеляков.15.10.1995 г.», «Вишневый сад» А.П.Чехова- «Николай Сергеевич! Мой сад это Вы!!! Это и доверие и ответственность. Роман Смирнов. 29 сентября 2001 г.-премьера», комедия «Садоводы» Максима Исаева «Дорогому Николаю Сергеевичу от преданного режиссера. 30 октября 2008 г. Андрей Могучий.» Плодотворное сотрудничество с такими режиссерами, как Валерий Фокин и Андрей Могучий, позволило раскрыть новые перспективы творчества актера. Земляника в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и князь Абрезков в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, Аблеухов в «Петербурге» А. Белого и Иван Иванович в «Иванах» по Н.В. Гоголю, - стали поистине шедеврами артиста, получившими высочайшую оценку зрителей и критики.

Жанна Зарецкая в свой заметке «Птица цвета ультрамарин» в газ. «Вечерний Ленинград» 18 марта 2011 г. пишет: «…Актер, которого в Александринке называют талисманом Андрея Могучего – народный артист России снова в первых рядах. На сей раз-буквально. Почти весь спектакль находится на авансцене».

Помимо театрального творчества Н.С. Мартон постоянно с неименным успехом снимается в кино. Не менее широкую известность приобрел благодаря своим ярким выступлениям на радио и телевидении, снимаясь в телесериалах таких как «Бандитский Петербург» и .др.

Будучи мастером художественного слова артист часто выступает с чтением поэтических произведений, всегда поражая слушателей тонким чувством стиля, выразительностью исполнения и глубокой художественной интерпретацией.

На выставке документов в Центральном государственном архиве литературы и искусства СПБ представлены фотографии, письма, награды, программы, афиши, рецензии и др. материалы, которые народный артист России Н.С. Мартон в свой юбилейный год дарит Санкт-Петербургу.

Эти документы существенно пополнят бесценные сокровища  Центрального государственного архива литературы и искусства и станут достойным  вкладом в историю театрального искусства нашего города и страны.

 

 

Материал по выставке подготовлен зав. отделом использования документов

А.К. Бонитенко