Публикатор

Назад к целой странице
Назад

Московские друзья Е.И.Тиме и Н.Н.Качалова. Из личного фонда Е.И.Тиме в ЦГАЛИ СПб.

                                                                                   В.П.Ярошецкая

 

С Санкт- Петербургом связан весь жизненный путь Елизаветы Ивановны Тиме (1887-1968). Разносторонность и глубина дарования Е.И.Тиме предопределила многообразие её творческой деятельности. Ведущая актриса Императорского Александринского театра (позднее Ленинградский государственный академический театр им. А.С.Пушкина) онаучаствовала в балетных спектаклях, пела в оперетте, на протяжении многих лет занималась педагогической деятельностью и была мастером художественного чтения.

«Вы самая образованная изо всех нас»1 - писала  народная артистка СССР А.А.Яблочкина в письме к Елизавете Ивановне 4 ноября 1956 года.

Е.И.Тиме окончила историко-филологическое отделение Высших женских Бестужевских курсов и Императорское Петербургское театральное училище.

Замечательная книга воспоминаний Е.И.Тиме  «Дороги искусства» была опубликована Московским отделением Всесоюзного театрального общества (МО ВТО) в 1962 году.Автором предисловия был П.П.Марков, вступление написала А.А.Яблочкина.

Многие страницы книги посвящены важным событиям в жизни Е.И.Тиме, связанным с Москвой. Елизавета Ивановна вспоминает о своём первом выступлении на сцене Малого театра в Москве во время гастролей Александринского театра в 1916 году. После спектакля она получила письмо от М.Н.Ермоловой и подробно описывает свой визит к великой актрисе.2В следующую гастрольную поездку в мае 1917 года В.И.Немирович –Данченко предложил Е.И.Тиме заключить контракт для работы в Московском Художественном театре. Елизавета Ивановна отказалась, не решаясь оставить успешно начатую работу в Александринском театре.  

Книга «Дороги искусства» Е.И.Тиме пользовалась таким успехом, что в 1967 году было издано второе дополненное издание. Приведём один из многочисленных отзывов, которые получила Е.И.Тиме после выхода воспоминаний. «Дорогая, глубокоуважаемая, чудесная Елизавета Ивановна, - писал главный режиссёр Московского государственного драматического театра им. Моссовета, народный артист СССР Ю.А.Завадский. – С громадным удовольствием и волнением читаю Вашу книгу. Бесконечно благодарен за Ваше внимание. Очень хочется повидаться, поговорить, рассказать о замыслах, пожать Вашу руку. Примите мои самые сердечные пожелания бодрости, творческой увлечённости, интересной работы. Всегда Ваш – Ю.Завадский. 4 апреля 1962г.»3

Но книга не могла вместить всё богатство сведений большого жизненного пути, которое нашло отражение в документах семейного архива Е.И.Тиме и её мужа учёного- технолога, члена-корреспондента АН СССР, профессора Николая Николаевича Качалова (1883-1961), именем которого названа одна из улиц Санкт-Петербурга.

Документы личного фонда Е.И.Тиме (№235) поступали в Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб) на протяжении нескольких лет сначала от её воспитанницы актрисы Сусанны Григорьевны Кларк, затем от Тутолина Николая Васильевича, племянника Н.Н.Качалова, сына его сестры Софьи Николаевны Тутолиной.

В состав архивного фонда №235 входит 716 единиц хранения за 1841-1988 годы. Здесь не только тексты ролей Е.И.Тиме с её пометами, литературные композиции, с которыми она выступала в концертах, материалы её педагогической и общественной деятельности, рукописи воспоминаний, фотографии, но и письма, в которых запечатлена особая атмосфера дома, где собирались друзья Е.И.Тиме и Н.Н.Качалова.

После смерти Е.И.Тиме часть богатейшего семейного архива была передана в рукописные отделы театральных музеев Ленинграда и Москвы, в том числе письма Л.В.Собинова и Г.С.Улановой. Однако, то немногое из переписки с этими выдающимися мастерами, что вошло в состав архивного фонда Е.И.Тиме (ф. 235. Оп.1), несомненно, представляет интерес.

В Ленинграде на доме №8  по улице Чайковского установлена мемориальная доска:              «В этом доме с 1915г. по 1929г. жил великий русский певец Леонид Витальевич Собинов». В конце 1920х годов свою квартиру Л.В.Собинов передал Ленгорсовету, а приезжая в Ленинград останавливался или в гостинице «Европейская», или у своих друзей Е.И.Тиме и Н.Н.Качалова, знакомство с которыми, по воспоминаниям Елизаветы Ивановны, произошло в квартире адвоката  Н.П.Карабчевского.

В архивном фонде Е.И.Тиме  хранится записка Л.В.Собинова, которая, вероятно, была приложена к какому-то его подарку Н.Н.Качалову (док.1). Письмо Л.В.Собинова к Н.Н.Качалову от 13 марта 1930 г. и г. Пермь было опубликовано4 с ссылкой на семейный архив Е.И.Тиме и Н.Н.Качалова. В настоящее время подлинник письма хранится в архивном фонде №235. 

1 июня 1957г. в Ленинградском доме работников искусств им. К.С.Станиславского состоялся вечер, посвященный 85-летию со дня рождения Л.В.Собинова, на котором выступили с воспоминаниями Е.И.Тиме и  Н.Н.Качалов. Текст выступления Е.И.Тиме опубликован, выступление Н.Н.Качалова публикуется впервые (док.3).

Знакомство Е.И.Тиме и Н.Н.Качалова с Г.С.Улановой произошло летом 1934 года в городе Ессентуки, затем они в течение нескольких лет вместе отдыхали на озере Селигер. Значительным этапом в творчестве Г.С.Улановой стало исполнение роли Марии в балете "Бахчисарайский фонтан» в Ленинградском академическом театре оперы и балета в сезоне 1934/1935 гг. «Присутствуя на репетициях Улановой, я старалась вникнуть в танцевальную и поэтическую стихию образа», – пишет Елизавета Ивановна в книге «Дороги искусства». – «Я прикидывала, как бы сыграла Марию драматическая артистка, вдумывалась в движения Улановского танца, а потом мы часами говорили о драматизации балетной пластики, о необходимости раскрыть в танце правду человеческих отношений, реальность и конкретность чувств, без чего подлинного Пушкина в балете не будет.»5

В ЦГАЛИ СПб хранятся два карандашных портрета Г.С.Улановой работы художника Г.С.Верейского. Один рисунок с дарственной надписью Г.С.Улановой был подарен Е.И.Тиме и опубликован в книге «Дороги искусства».На другом рисунке дарственная надпись Г.С.Улановой Н.Н.Качалову, которая публикуется впервые (док. 4).

Дружба Г.С.Улановой с Е.И.Тиме и Н.Н.Качаловым продолжалась и после 1940 года, когда она стала солисткой балета Государственного академического Большого театра СССР. В состав архивного фонда №235 входят копии13 писем Е.И.Тиме к Г.С.Улановой. Большинство копий выполнено Елизаветой Ивановной.

Свидетельством дружеских отношений замечательной актрисы Московского Художественного Театра Ольги Николаевны Андровской с Е.И.Тиме и Н.Н.Качаловым  служат её письма от 19 января 1953г. и 14 июня 1963 года (док.5 и док. 6).

Творческие контакты Ленинградского и Московского отделений Всероссийского театрального общества нашли отражение в переписке Е.И.Тиме с мастерами художественного чтения Д.Н.Журавлёвым (док.6), С.М.Балашовым (док.7), С.А.Кочеряном (док.8).

 

1/ ЦГАЛИ СПб. Ф.235.Оп.1.Д.334.Л.4об.

2/ Тиме Е. Дороги искусства. М., 1967.С.177.

3/ Ф.235. Оп.1. Д.277. Л.1.

4/ Л.В.Собинов. Том 1. Письма. М., 1970. С.634-635.

5/ Тиме Е. Дороги искусства. М.,1967.С.65.   

6/ Ф.235. Оп.1. Д.444. Л.4.

 


Страницы: 1  2  3  4