Публикатор

Назад к целой странице
Назад

К юбилею со дня рождения Народного артиста СССР К.Ю. Лаврова

 

90-летний юбилей Кирилла Юрьевича Лаврова, – Народного артиста СССР, Почетного гражданина Санкт-Петербурга отмечается в сентябре 2015 года. К.Ю. Лавров – артист и художественный руководитель Ленинградского Государственного академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (БДТ), - за годы своей артистической, партийной и общественной деятельности снискал высочайший творческий авторитет как в нашей стране, так и за ее пределами.  Почетные звания и награды, которыми он был отмечен на родине, многочисленные восторженные отклики прессы свидетельствуют о том, сколь значительна была его роль в истории театрального и политического процесса.

Постичь тайну феномена К.Ю. Лаврова старались многие. О его жизненном и творческом пути написаны книги, статьи в газетах и журналах, изданы альбомы, поставлены фильмы. Было много интервью с Кириллом Юрьевичем в прессе, на радио и телевидении. Имеется ряд воспоминаний людей, близко знавших и любивших его. Создан сайт, посвященный ему.

Но вот парадокс - жизненный путь К.Ю. Лаврова по архивным документам, хранящимся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб) не исследован. Между тем, анализ материалов одной только первичной партийной организации Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ) показывает, что эти документы являются драгоценнейшей россыпью сведений об этапах становления Лаврова как личности, как артиста, партийного и общественного деятеля.

Целью данной статьи является информирование читателей о документах ЦГАИПД СПб, находящихся на постоянном хранении, в которых имеются сведения, отражающие периоды становления артиста К.Ю. Лаврова как партийного работника одного из ведущих театров Ленинграда, так и общественно-политического деятеля России.

Впервые вводимые в научный оборот тексты подлинных протоколов собраний и заседаний партбюро первичных партийных организаций БДТ и Ленинградской киностудии «Ленфильм» за 1955–1988 гг. раскрывают тайны артистического и кинематографического роста К.Ю. Лаврова, его партийную и общественную работу в театре, а также глубочайшее уважение к нему соратников. Более того, сведения из подлинных документов Ленинградского обкома КПСС и первичной партийной организации Главного Управления культуры исполкома Ленгорсовета за 1955–1991 гг. добавляют штрихи к портрету К.Ю. Лаврова как общегосударственного деятеля культуры и искусства. Его фамилию можно видеть во многих протоколах конференций, пленумов, заседаний бюро и секретариата, справках-объективках, характеристиках, анкетах, списках и других документах архива.

Проанализировав документы ЦГАИПД СПб, связанные с деятельностью Кирилла Юрьевича Лаврова и доступные для исследования, можно смело утверждать, что личность может дать обществу многое. Он говорил и делал, играл и руководил, поддерживал и помогал, а также пропагандировал советский образ жизни и саму жизнь. Он попал в унисон вибраций целой эпохи и стал её выразителем. Кирилл Юрьевич обладал необыкновенным обаянием, он любил людей, и они ему отвечали тем же.

Кирилл Юрьевич Лавров родился 15 сентября 1925 г. в Ленинграде. Его отец – Народный артист СССР Юрий Сергеевич Лавров, мать – ленинградская актриса театра и эстрады Ольга Ивановна Гудим-Левкович. Рожденный в актерской семье, Кирилл Юрьевич уже в юности чувствовал свое призвание. Но, как и многим представителям поколения, ему пришлось на время отложить свои мечты и внести свой вклад во имя победы над фашизмом.

После начала Великой Отечественной войны его мать вместе с семьей была эвакуирована в Кировскую область. Из справки-объективки Ленинградского обкома КПСС мы узнаем, что в селе Сорвижи Арбажского района Кировской области К.Ю. Лавров был оформлен на должность машиниста зерносушилки «Заготзерно». В 1942 г. в Новосибирске его трудовая деятельность началась с должности заведующего спортивным сектором городского сада и продолжилась работой токарем на заводе № 325 Наркомата боеприпасов.

В 1943-1950 гг. К.Ю. Лавров служил в Советской армии. В 1945 г. окончил Астраханскую военную авиационную школу механиков по специальности авиационный техник [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 114. Л. 24]. В декабре 1946 г. вступил в партийные ряды.  Желание стать профессиональным актером не покидало Лаврова, но военные годы и отсутствие высшего образования тормозили начало его актерской карьеры.

Из учетной карточки члена КПСС К.Ю. Лаврова. 1973 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 411. Оп. 68. Д. 46. Л. 37.

Творческая судьба К.Ю. Лаврова началась в 1950 г. в Киевском государственном академическом театре драмы имени Леси Украинки, где он с успехом проработал актером до 1955 г., приобретая опыт и профессиональное мастерство [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 114. Л. 24-24 об.].

О людях этого театра Кирилл Юрьевич вспоминал с теплотой. «Я помню атмосферу моего первого появления в театре Леси Украинки. Каждому пришедшему молодому актеру были оказаны внимание, уважение. Была обстановка доброты и внимания», - говорил он на одном из собраний в БДТ [ЦГАИПД СПб. Ф.  933. Оп. 4. Д. 37. Л. 78.].

Его мечта осуществилась. И на главном направлении, которое ему определила судьба, он был работоспособным, с активной жизненной позицией, добиваясь всего того, что он считал верным.

Ключевым ярким этапом в творческой биографии Кирилла Юрьевича Лаврова было приглашение его в город-герой Ленинград в Большой драматический театр им. М. Горького в 1955 г. [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 114. Л. 25]. С тех пор судьба связала его с БДТ в родном и любимом им городе на всю оставшуюся жизнь. Известно, что за период работы в этом театре К.Ю. Лавровым был сыгран не один десяток ролей, а с 1989 г. и до конца жизни он являлся художественным руководителем БДТ. С 1992 г. театр, который на протяжении трех десятилетий неизменно оставался одним из фаворитов отечественного театрального сообщества, носит имя Георгия Александровича Товстоногова, который возглавил его с февраля 1956 года [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 45. Л. 30].

Алфавитная карточка на члена КПСС К.Ю. Лаврова. 1955 г. Картотека ЦГАИПД СПб.

Творческий путь К.Ю. Лаврова на сцене БДТ – это яркий пример глубочайшего процесса изменения человека, его профессионального мастерства в содружестве с такими режиссерами, как К.П. Хохлов, Г.А. Товстоногов и Т.Н. Чхеидзе, а также с выдающимися артистами -  партнерами. «Здесь он раскрылся как актер широкого художественного диапазона, проявляющий интерес к образам современников, к личностям героев с активной жизненной позицией.» - так писал секретарь Ленинградского обкома парии Р.С. Бобовиков в характеристике К.Ю. Лаврова [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 81. Л. 24].

Следует обратить внимание на текст протокола № 10 закрытого партийного собрания БДТ от 29-30 октября 1956 г. по вопросу выборов нового состава партийного бюро театра. Источник сообщает следующее: «Лавров – у меня самоотвод. Я очень занят. Чтобы работать в партбюро, нужно много времени, а это отражается на производственной работе. Кроме того, сейчас я заключил договор с киностудией и в течение 2-3 месяцев все свободное время буду там» [ЦГАИПД СПб. Ф.  933. Оп. 4. Д. 7. Л. 80]. 

К. Ю. Лавров всё же был избран в состав партбюро 30 октября 1956 г.  [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 7. Л. 82]. Так начинался длинный путь К.Ю. Лаврова на поприще партийной работы в составе партийного бюро театра, который был значим и важен для всех, а особенно для него самого.

Интересен текст выступления Лаврова на отчетно-выборном партийном собрании БДТ от 30 октября 1957 г.: «…Если быть принципиальным, то нужно быть принципиальным всем и в отношении всех. Тут говорили о заботливом отношении к людям. Я считаю, что забота должна проявляться и в творческой загрузке. Товстоногов не любит вторых составов, но его нужно убедить в необходимости вторых составов, чтобы удовлетворить актеров и не лихорадить в случаях заболеваний актеров. А с этим мы сталкиваемся сплошь и рядом, особенно в связи с эпидемиями. Я считаю, что необходимо, чтобы существовал второй состав…. А в том, что я плохо работал в партбюро, я сам виноват. Нельзя на человека наваливать столько поручений: член партбюро, член МК, Худсовета. Силы следует распределять более рационально» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 10. Л. 36]. 

Вместе с тем, в результате тайного голосования 30 октября 1957 г. он был избран в состав бюро театра [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 10. Л. 41]. Критику и поддержку со стороны его товарищей на данном партийном собрании можно рассматривать в качестве ключевой точки отсчета шагов Лаврова вверх по партийной и общественно-политической лестнице.

Следующие выборы его в партбюро произошли 29 октября 1958 г. [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д.13. Л. 58].

15 декабря 1960 г. на партбюро БДТ было поддержано ходатайство о присвоении К. Ю. Лаврову звания Заслуженного артиста РСФСР [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д.18. Л. 66-67].

24 сентября 1965 г. он был избран заместителем секретаря парторганизации театра [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 22. Л. 154, 179].

На отчетно-выборном партийном собрании БДТ от 22 октября 1966 г. членами партии была дана оценка работы Лаврова как актера в одноименном спектакле по пьесе ленинградского писателя В. Ф.  Пановой «Сколько лет, сколько зим…». Отмечалось следующее: «В этом спектакле занято очень много коммунистов и первым в числе их надо назвать Лаврова, для которого эта работа - новый качественный этап в его творческой биографии». Говорилось и о хорошей работе Художественного Совета театра, в который входил К. Ю. Лавров. На этом же собрании он был выдвинут в состав партийного бюро театра.  В протоколе имеется автограф Лаврова [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 16, 24, 28].

На заседании партбюро театра от этого же числа К. Ю. Лавров был вновь выбран заместителем секретаря партийной организации по организационной работе, которую исполнял до 20 октября 1967 г. [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 35].

Протокол № 1 заседания партийного бюро первичной партийной организации БДТ им. М. Горького. 22 октября 1966 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 35.

Как видно из архивных документов фонда партийной организации БДТ, с 24 сентября 1965 г. по 20 октября 1987 г. К.Ю. Лавров занимался ответственной работой члена партийного бюро театра, с перерывом в один отчетный 1978/1979 год, когда он был избран кандидатом в члены Ленинградского обкома КПСС [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 52, 92;  Д. 24. Л. 74;  Д. 25. Л. 22, 76;  Д. 26. Л. 30;  Д. 27. Л. 29;  Д. 28. Л. 40;  Д. 29. Л. 45; Д. 30. Л. 119;  Д. 32. Л. 121;  Д. 33. Л. 64;  Д. 34. Л. 53].

Анализ источников показывает, что К. Ю. Лавров с душой относился к обязанностям члена партбюро театра. Активность и желание перемен прослеживается в тексте его выступления на партийном собрании театра от 25 марта 1967 г.: «Мы как-то закостенели, собрание-протокол, галочка, надо найти какие-то новые формы, оживить парторганизацию. Как это придумать? Надо что-то выискивать, более конкретизировать, искать формы. Необходимо к празднованию 50-летия Советской власти внести новое в работу нашей парторганизации…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 40].

Протокол № 4 закрытого партийного собрания первичной партийной организации БДТ им. М. Горького. 25 марта 1967 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 39-42.

«Ничто не может стоять на месте. В том числе и форма деятельности партийной организации. Этого, по-моему, не учитывают, как наша организация, так и вышестоящие партийные органы. Если сравнить протоколы собраний сегодняшних и двадцатилетней давности, то они идентичны. Развитие партработы, по-моему, заключается в стирании разграничений между привычной ежегодной партийной работой и, допустим, художественной жизнью коллектива…», - такова запись выступления Лаврова   на партсобрании БДТ от 10 декабря 1971 г.  [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 25. Л. 20].

Постоянной обязанностью К. Ю. Лаврова как члена партбюро была необходимость ведения работы с молодежью. Он должен был вести индивидуальный отбор в партию лучших представителей творческой молодежи, внимательно изучая их политические, профессиональные и нравственные качества [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 26. Л. 3]. К этой работе он относился ответственно.  Хотя трудностей было много. Обстановка частой смены на своих постах Генеральных секретарей ЦК КПСС, первых секретарей Ленинградского обкома партии, как правило, со своими «генеральными линиями», требовала от него быть всегда политически «подкованным», инициативным.

Выступая на партсобрании театра от 25 января 1973 г. по вопросу дальнейшего повышения творческой и общественно-политической активности молодых работников литературы и искусства, он говорил об этике среди молодежи театра и о необходимости проявления инициативы. Лавров предлагал следующее: «…Нужно сделать системой обсуждения работ наших молодых актеров. Я думаю, что комитет комсомола должен быть застрельщиком в этом вопросе. Комитет ВЛКСМ устраивает такое обсуждение и приглашает на него всех тех, мнения которых для него важны и интересны. Желания и смелости – вот чего не хватает нашей молодежи» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 26. Л. 4].

Вопрос о работе с творческой молодежью театров Ленинграда рассматривался на партийном собрании сотрудников Главного управления культуры от 29 января 1973 г. Было отмечено следующее: «Молодежь хорошо знает свои права, но не у всех есть требовательность к себе. В театрах иногда забывают о вопросах этики. Надо ставить этические вопросы на Художественных советах и превращать советы в более действенные организации. У актера должно быть общественное лицо. Вот Кирилл Лавров – пропагандирующий актёр». В заключительном слове на этом собрании было отмечено, что «К. Лавров – показательный и дисциплинированный актер». [ЦГАИПД СПб. Ф. 948. Оп. 6. Д. 23. Л. 1-3].

Проблемам работы с молодежью в БДТ был посвящен и доклад К. Ю. Лаврова на партсобрании театра от 28 января 1977 г. Он говорил следующее: «…Сколько я работаю в театре, вопрос о творческой молодежи поднимался нами всегда. Мы обязаны серьезно задуматься над тем, в какой степени удается нам соединять усилия и способности старшего, среднего и молодого поколений, передавать и развивать традиции нашего театра. Вопрос о малой занятости молодежи канул давно в прошлое. Молодые артисты получают главные роли, имеют творческую загрузку, проявляют идейную и гражданственную зрелость, профессиональную одаренность и мастерство…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 30. Л. 1-2].   И в этом - не малая его заслуга.

Из протокола № 3 открытого партийного собрания первичной партийной организации БДТ им. М. Горького. 28 января 1977 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 30. Л. 1-3.

За плодотворную деятельность в театре и кино К. Ю. Лавров был рекомендован БДТ для награждения премией имени Ленинского комсомола 11 сентября 1968 г. [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 123]. 

Протокол № 12 заседания партийного бюро первичной партийной организации БДТ им. М. Горького. 11 сентября 1968 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 23. Л. 123.

Известно, что к этому моменту он сыграл в театре более двадцати ролей, в том числе в спектаклях: «Обрыв» И. Гончарова, «В поисках радости» В. Розова, М. Горького, «Гибель эскадры» А Корнейчука, «Океан» А. Штейна, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Варвары» и «Мещане» М. Горького, «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля и многие другие.        

К этому времени он снялся в почти двадцати фильмах: «Звезды на крыльях» - курсант военно-морского училища летчиков, «Живые и мертвые» - Сивцов, «Верьте мне, люди» -  Алексей Лапин и других. А впереди - роль Ивана Карамазова в кинофильме «Братья Карамазовы», образ которого, созданный К. Ю. Лавровым, потрясает любителей кино по сей день.

Важно подчеркнуть, что К. Ю. Лавров как человек и как артист театра и кино, всегда   нёс в массы высокие идеалы, раздумья о сложных судьбах людей, и в том числе современников, утверждая лучшие качества советского человека, его беспредельную преданность Родине. Его ценили и к нему прислушивались.                                          

22 октября 1987 г. К. Ю. Лавров по его личной просьбе был выведен из состава партийного бюро, в связи с большой занятостью на депутатской работе, на посту Председателя Союза Театральных деятелей [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 42. Л. 53].

Действительно, к этому времени у него была большая общественная нагрузка. Он являлся «депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР, Первым заместителем Председателя Правления Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества, членом Правления Союза кинематографистов, членом партбюро театра, членом Художественного Совета театра» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 38. Л. 36].  

Кирилл Юрьевич Лавров выдвигался от партийной организации БДТ на районные партийные конференции Куйбышевского района Ленинграда [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 33. Л. 88; Д. 36. Л. 69; Д. 38. Л. 144].   

Из протокола № 2 заседания партбюро БДТ от 18 января 1971 г. мы узнаем, что руководство театра обсудило на Художественном совете кандидатуру К. Ю. Лаврова на присвоение почетного звания Народного артиста СССР [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 25. Л. 24].        

«За хорошую работу по выполнению наших производственных и финансовых планов, а также за работу по идейно-художественному воспитанию наших зрителей, трудящихся Ленинграда и области, коллектив нашего театра удостоен высокой правительственной награды Ордена «Трудового Красного Знамени», а ряд наших товарищей также удостоены высоких наград. Орден Ленина вручен Е. А. Лебедеву, орден Октябрьской революции коммунисту - К. Ю. Лаврову…», -  вот что можно прочитать в тексте отчета партбюро БДТ от 10 декабря 1971 г. [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 25. Л. 12].

Важно также подчеркнуть, что К. Ю. Лавров неоднократно избирался на партийные конференции Ленинградской областной организации КПСС. [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 27. Л. 8-10; Ф. 24. Оп. 174. Д. 1. Л. 1].

Анкета делегата XXIV конференции Ленинградской областной организации КПСС, собственноручно заполненная К.Ю. Лавровым. 17 января 1979 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 174. Д. 5. Л. 192.

8 октября 1973 г. на партсобрании БДТ был заслушан информационный доклад К. Ю. Лаврова -  кандидата в члены обкома партии о деятельности Ленинградского обкома КПСС.  Текст доклада не сохранился. Но из выступлений соратников по театру можно судить о том, что доклад был «интересным, конкретным и самокритичным». В заключительном слове Лавров сказал следующее: «Я считаю, что такие отчеты еще раз убеждают нас в том, что обком КПСС проделал огромную работу, из доклада видно, как обсуждаются все житейские вопросы нашего города. Нас всех это мобилизует на нашу внутреннюю партийную работу, делает нас ответственнее. Я вспоминаю заседание обкома партии о работе нашего ВТО1. Это было всестороннее обсуждение работы ВТО, и было понятно какое огромное значение придает обком КПСС работе ВТО…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 26. Л. 22-25].

В повестке дня партсобрания БДТ от 20 марта 1974 г. стоял следующий вопрос: «Информация Лаврова К. Ю., делегата ХХ11 областной партийной конференции, о работе Ленинградской партийной организации». Текст информации не сохранился.  Из решения данного собрания видно, что Лавров «служил примером для коллектива всего театра» [ЦГАИПД СПб. Ф.933. Оп. 4. Д. 27. Л. 8-10].

В решении партийного комитета киностудии «Ленфильм» от 24 сентября 1975 г. по отчету главного редактора Л. Э. Варустина о работе Главной редакции студии над сценариями и фильмами на современную тему в 1974-1975 г. г.  записано следующее: «Усилиями главной редакции и редколлегий творческих объединений удалось, в известной мере, осуществить на студии поворот к современной теме. Студия выпустила на экраны страны ряд фильмов, затронувших существенные проблемы жизни советского общества. Среди них: "Премия'', ''Старые стены'', ''Монолог'', ''Прошу слова'', ''Еще не вечер'' и ряд других». [ЦГАИПД СПб. Ф. 1369. Оп.5. Д. 161. Л. 72]. В фильме «Ещё не вечер» снимался К. Ю. Лавров.

К этому времени уже полюбились кинозрителям образы Миничева в кинофильме «Океан» и Башкирцева - в «Укрощении огня», талантливо сыгранных Кириллом Юрьевичем.

В решении партийного комитета киностудии «Ленфильм» от 19 ноября 1975 г. читаем следующее: «Коллектив ленфильмовцев напряженно работает над тем, чтобы встретить партийный съезд новыми успехами в труде, в создании идейно-масштабных фильмов о нашей современности… Замечательной дате – ХХУ съезду КПСС - посвящается заканчивающийся производством фильм ''Доверие'' о Владимире Ильиче Ленине» [ЦГАИПД СПб. Ф. 1369. Оп. 5. Д. 161. Л. 84].

1976 год – новая веха в общественно-партийной жизни актера.

В алфавитном списке № 1 делегатов ХХУ съезда КПСС, избранных на ХХ111 Ленинградской областной партийной конференции от 30-31 января 1976 г., значится: «Лавров Кирилл Юрьевич – артист Государственного академического Большого драматического театра имени М. Горького. Куйбышевский район». [ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 246. Д. 65. Л. 20, 60].

Алфавитный список делегатов XXV съезда КПСС. 1976 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 65. Л. 20.

Нельзя обойти стороной содержание протокола № 6 партсобрания БДТ от 11 апреля 1976 г. по итогам ХХУ съезда КПСС. Хочется привести текст выступления К.Ю. Лаврова на этом собрании полностью, т. к. он ярко раскрывает умение ощущать Лавровым атмосферу события, умение слышать и видеть главное, лаконично говорить и четко действовать.

Вот текст его выступления: «Я хочу поделиться с Вами своими ощущениями. Я также хочу поблагодарить Куйбышевский РК КПСС за избрание меня делегатом на ХХУ съезд. Наш театр уже второй раз удостаивается чести посылать делегатов на съезд.

Начну все по-порядку. На Московский вокзал приехали меня провожать мои товарищи. Всё было очень торжественно. Началось с вокзала: праздничное приподнятое настроение, цветы, напутствия разные.

Приехали мы в Москву. Нас поселили в гостинице «Москва». В тот же день утром мы собрались в вестибюле гостиницы и на автобусах отправились в Кремль на регистрацию. Приехали, пошли в Георгиевский зал. Всё было очень торжественно. Нам вручили всем удостоверения красного цвета делегата ХХУ съезда.

На следующий день было первое заседание съезда. Заседание началось в 9 часов утра. У каждого было свое место. Ленинградская делегация занимала очень хорошее место. У меня был седьмой ряд.

Все пять тысяч делегатов производили удивительное впечатление. Было ощущение огромного мира. В перерывах завязывались знакомства, беседы. Большой популярностью пользовались космонавты.

Первое заседание: открыв дверь, вошло все Политбюро во главе с тов. Брежневым Л.И. Доклад тов. Брежнева продолжался шесть часов. Кремль был отдан делегатам съезда, и можно было ходить, и смотреть. Доклад Л.И. Брежнева произвел сильное впечатление. Я, конечно, ждал с нетерпением о работе искусства. И было очень приятно услышать хорошие слова о спектакле ''Протокол одного заседания''. Мы с Ульяновым2 по этому поводу обменялись мнениями.

Меня поразили выступления. В каждом выступлении содержались деловые стороны. Съезд – это итоговое совещание нашего парторгана. Из выступлений делегатов стала складываться картина деятельности нашей страны.

Очень понравилось выступление трактористки из Кустанайской области. Она сказала, что все должны учиться, и она – мать четырех детей – учится на заочном отделении Сельскохозяйственного института. Она также благодарила Ленинградский завод, который прислал ей трактор.

Интересным было выступление профессора Александрова3. Он крупный специалист атомной энергетической физики. Его тема была ''Значение фундаментальных наук''. Он докладывал, что без этих наук не может быть развития других наук и многое другое.

Кроме наших делегатов выступали зарубежные гости, а их было 103 делегации. Много было выступлений по международным вопросам. Интересным было выступление Фиделя Кастро и Гэса Холла4. Очень тепло приветствовали представителей Анголы и ВНР.

Очень трогательными были приветствия детей и Вооруженных Сил СССР.

Для делегатов съезда была показана кинокартина ''Доверие'', где я снимался в роли В.И. Ленина.

Ежедневно мы заседали по шесть часов, и после этого были поездки в Звездный городок, на предприятия и др.

Делегатов съезда фотографировали, и на эту съемку пришли Суслов5 и Романов6.

А затем начались выборы ЦК КПСС. В докладах было отведено очень большое место Ленинграду, и когда стали выбирать в центральные органы компартии, было очень приятно узнать, что Г.В. Романова избрали членом Политбюро» [ЦГАИПД СПб. Ф.933. Оп. 4. Д. 29. Л. 22-23].

На партсобрании БДТ от 4 июня 1976 г. отмечалось, что работа по разъяснению материалов ХХУ съезда КПСС началась с большого яркого и интересного доклада делегата съезда К.Ю. Лаврова. Он говорил «о ходе съезда, об атмосфере заседаний, о встречах с замечательными людьми, находившимися в те дни в Кремлевском дворце, о важнейших итогах съезда» [ЦГАИПД СПб. Ф.933. Оп. 4. Д. 29. Л. 32].

Вспоминается история создания фильма «Доверие», показанного делегатам на съезде, где сыграл К.Ю. Лавров - замечательный актер, знаковая фигура второй половины ХХ в.

Выступление на заседании парткома киностудии «Ленфильм» главного редактора студии Л.Э. Варустина о картине «Доверие» отражало не только процесс работы над фильмом, но и идеологические оттенки эпохи ХХ в. Он сказал: «У этой картины любопытная судьба. Мы сейчас делаем две совместные картины – с американцами и с финнами. В отличие от ''Синей птицы'', в этой картине организационно нет никаких обид, нет никаких неприятностей. Работа идет четко и продуманно» [ЦГАИПД СПб. Ф. 1369. Оп.5. Д. 161. Л. 72].

Ход обсуждения работы киногруппы и отснятого материала кинокартины «Доверие» («Ленин в Финляндии») отражён в протоколе № 49 заседания партийного комитета киностудии «Ленфильм» от 14 августа 1975 г. Из выступления Г.Г. Прусовского, директора кинокартины, мы узнаем следующее: «Во время подготовки к съемкам мы были всем коллективом в Смольном, в квартире Ленина. Перед экспедицией в Финляндию большая беседа была проведена директором студии В.В. Блиновым. В группе было проведено несколько совещаний о значении фильма, над которым мы работаем. В Финляндии было много встреч с представителями финской общественности: был прием в Министерстве образования, куда входит и кинематография, - нас принимал Министр, в советском посольстве также провели несколько встреч…».

Далее И.Э. Пауск, секретарь партийной организации творческих работников, отмечал: «…Впечатление от материала очень неровное и от игры Лаврова в первую очередь. Характерность Ленина не стала для актера органичной. Впечатление такое, что Лавров беспокоится о грассировании. Он не свободен в своей игре. Его придется переозвучивать. Убедителен он по гриму, по цвету более всего на крупных и средних планах… Но картина, очевидно, складывается. Есть очень хорошие сцены. Финские актеры более театральны… Из всего Совнаркома убедителен только Бонч-Бруевич, остальные не производят сильного впечатления. Это надо переснимать. Очень интересен разговор с Пятаковым.  Хорошо, что Ленин хоть раз вышел из себя».

Н.С. Неелов, член парткома, сожалел о следующем: «Жаль, что у К. Лаврова – голубые глаза. У Ленина они были карие. Раньше в черно-белом кино это не имело значение, а теперь первый раз в цвете – это замечаешь».

Далее в выступлении А.С. Журавина, заместителя главного редактора, прозвучало: «… Здесь благодушествовать не следует. От Лаврова мы ждем не мягкого интеллигента, хотя и это может быть в некоторых сценах, а крупной, резкой личности вождя… Партком должен сделать выводы и обратить внимание дирекции студии на то, что должны быть приняты самые серьезные и срочные меры, чтобы сделать этот фильм масштабным, крупным произведением. Картина решает определенные проблемы о социалистической демократии, о национальном вопросе и подходе к нему нашей партии. На экране необходима полная победа Ленина по всем этим вопросам, чтобы Ленин был неумолимо прав и жесток в своей логике. Иначе мы не убедим зрителя…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 1369. Оп. 5. Д. 161. Л. 40-45].

Значимым и важным моментом в жизни Лаврова было одобрение коллегами его работы членом Ленинградского обкома КПСС. На партсобрании БДТ от 22 марта 1978 г. они отмечали содержательный доклад Кирилла Юрьевича, подчеркивая, что многие приводимые им факты, неизвестны, что они увидели, какую большую работу проводит обком партии и что в этой работе принимает участие Лавров. Им было приятно, и они испытывали гордость, что их товарищ – член обкома КПСС [ЦГАИПД СПб. Ф.933. Оп. 4. Д. 31. Л. 20-22].

В рассекреченном протоколе № 73 заседания бюро Ленинградского обкома КПСС от 10 января 1979 г. можно увидеть текст рекомендации Лаврова Кирилла Юрьевича кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по 42 Ленинскому избирательному округу Ленинграда по выборам в Совет Союза [ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 174. Д. 21. Л. 7].

Однажды, выступая на пленуме Ленинградского обкома партии от 29 мая 1979 г., К.Ю. Лавров, депутат Верховного Совета СССР, процитировал М. Горького: «Художник – это голос своей эпохи» [ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 174. Д. 12. Л. 75].

В результате проведенного анализа архивных документов, содержания спектаклей и кинофильмов, интервью с актером, можно смело утверждать, что К. Ю. Лавров – это «голос своей эпохи, голос второй половины ХХ века». Он работал на важнейших участках общегосударственной, партийной и актерской деятельности, служил благородному делу формирования духовного мира советского человека. Его волновал вопрос – о чем мы разговариваем с нашим зрителем. Достаточно ли серьезны, общественно важны проблемы, поднимающиеся в наших спектаклях. Он задумывался над тем, воспринимаются ли сценические герои спектаклей как живые, узнаваемые люди, в первую очередь, в силу своей страстной социальной активности, причастности к огромным делам страны. Он размышлял над тем, увеличивает ли такой герой духовный рост зрителя, показывая ему, на что он способен, как много может сделать человек активного социального действия.

На пленуме обкома партии он отмечал: «…Справедливым упреком для нас служит отсутствие на сцене нашего земляка-ленинградца, живущего в гуще бурной производственной и общественно-политической жизни нашего города. Думается, что необходимо на объединенном пленуме творческих союзов поговорить на эти и другие волнующие нас темы, с участием идеологического актива производственных объединений…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 174. Д. 12. Л. 76].

Следует помнить и о том, что К.Ю. Лаврова волновала степень эффективности воздействия искусства и театра на зрителя. Ленинградское отделение Всероссийского театрального общества (ВТО) силами специальной группы социологов, впервые в стране, провело исследование процесса приобщения населения к театральному искусству. Были изучены вкусы и интересы различных категорий зрителей. Анкетирование было проведено на спектаклях театра им. М. Горького, театра им. Ленсовета, театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Результаты обследования, в ходе которого было опрошено 16 тыс. человек, показали многообразие потребностей и интересов, высокий уровень запросов ленинградского зрителя, а также необходимость привлечения внимания к театру рабочих и молодежи [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 174. Д. 12. Л. 77].

Особую актуальность Лавров видел в проблеме будущего зрителя, молодежи, детей. Он говорил: «…Первые театральные впечатления наших детей закладывают основы зрительского интереса завтрашнего нашего зрителя взрослого театра и создают возможность патриотического, нравственного, эстетического воспитания…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 174. Д. 12. Л. 78].

При этом Лавров обращал внимание и на необходимость расширения пропаганды театрального искусства. «Здесь роль газет, радио, телевидения первостепенна. Конечно, театральное искусство открыто и прямо обращено к народу, зрителю, оно само пропагандирует себя, но это для тех, кто пришел в зрительный зал. Средства массовой информации могут не только привлечь в театр того, кто придет к нам завтра, они владеют мощным оружием ориентации зрителя на важнейшие и лучшие спектакли наших театров…», - отмечал он [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 174. Д. 12. Л. 78-79].

Конечно, изложенные К.Ю. Лавровым проблемы не являются исчерпывающими, но некоторые из них актуальны и на сегодняшний день.

Особое внимание следует уделить тексту протокола № 3 открытого партийного собрания БДТ от 15 января 1980 г. На этом собрании заслушивался отчет депутата Верховного Совета СССР К.Ю.  Лаврова.

Он вспоминал: «Я был в Москве и участвовал в работе сессии Верховного Совета СССР. Хочу довести до Вашего сведения о том, что на сессии проходит деловое обсуждение любого вопроса. Отмечаются успехи и недостатки, причем о недостатках говорят прямо, называя фамилии.

Я являюсь членом постоянной комиссии по народному образованию и культуре, где в ближайшее время будет обсуждаться вопрос о подготовке кадров в творческих ВУЗах страны.

Сессия проходит два раза в год, работа депутата между сессиями многогранна. Для помощи депутат может иметь секретаря, который правомочен отвечать на ряд текущих вопросов, однако, все серьезные вопросы непосредственно решаются мной. Вопросы различны – о получении жилплощади, прописке, внедрении изобретений, вопросы культуры, искусства, даже судебные дела. Много приходится работать не только на приеме граждан, но и при разборе писем и жалоб.

В заключение, хочется сказать, что работа депутата, почетная, приносит удовлетворение при положительном решении вопроса, но очень и очень ответственная» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 33. Л.1-2].

Протокол № 3 открытого партийного собрания первичной партийной организации БДТ им. М. Горького. 15 января 1980 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 33. Л. 1.

«В мае 1982 г. народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР К.Ю. Лавров был удостоен Ленинской премии за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле театра ''Перечитывая заново'', - такую запись можно прочесть в протоколе партсобрания БДТ от 26 января 1983 г.

В фонде Ленинградского обкома КПСС имеется список депутатов Верховного Совета СССР (десятого созыва), избранных по Ленинграду от 1982 г., в котором значится Лавров Кирилл Юрьевич [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 98. Л. 3].

Список депутатов Верховного совета СССР (десятого созыва), избранных по Ленинграду. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 98. Л. 1, 3.

В тексте протокола № 9 партсобрания БДТ от 5 июня 1983 г. можно прочесть, о чем говорил К.Ю. Лавров с трибуны сессии Верховного Совета СССР: «Время требует, чтобы все мы, в том числе и мастера искусств, работали еще с большей отдачей, с большей ответственностью перед обществом. Быть надежными помощниками партии во всех её великих делах – значит выходить к зрителю, читателю, слушателю с четких классовых идейных позиций, с творческим задором и талантом творца…» [ЦГАИПД СПб. Ф.933. Оп. 4. Д. 36. Л. 42].

В 1984 г. К.Ю. Лавров во второй раз был выдвинут от парторганизации БДТ кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. В своем выступлении на собрании Лавров поблагодарил за честь, оказанную ему выборами в Верховный Совет СССР. При этом он добавил несколько слов о морально-нравственных проблемах в театре: «Почти тридцать лет наш театр устойчиво находится на волне успеха с приходом Г.А. Товстоногова. Это замечательно, но в этом есть и опасность. Успех рождает негативные стороны – благодушие, веру в то, что мы действительно гениальны, что нас уже и поругать никто не может.

Скажем, появилась ругательная рецензия, – этот человек уже – враг. Это порождает черствость, невнимательность друг к другу. Это болезнь… призываю нас всех – будем внимательны к судьбе каждого из нас. Это показатель здорового коллектива. Слаба критика и на партсобраниях, и на профсоюзных, и на худсовете. Надо, чтобы критика в адрес товарищей была нормальной.

Успехи театра очевидны. Но давайте сами скажем о своих недостатках. Очень серьезно надо посмотреть на себя и своих товарищей…» [ЦГАИПД СПб. Ф.933. Оп. 4. Д. 37. Л. 74, 78-79].

Обращает на себя внимание характеристика К. Ю. Лаврова, подписанная секретарем Ленинградского обкома КПСС А. Думачевым от 2 января 1984 г.: «…С 1955 года он стал актером Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького. За время работы в театре он проявил себя актером широкого художественного диапазона, стал одним из крупнейших мастеров ленинградского театрального искусства.

Герои, сыгранные Лавровым на сцене театра и кино, несут в массы высокие революционные идеалы, раздумья о судьбах современников, утверждая лучшие качества советского человека, его беспредельную преданность делу партии.

Свидетельством творческой и гражданской зрелости актера явились созданные им образы коммуниста Давыдова в ''Поднятой целине'', секретаря парткома в ''Протоколе одного заседания''. С успехом сыграл он ряд ролей в произведениях русского и советского классического репертуара. За исполнение роли Петра Мелихова в спектакле ''Тихий Дон'' удостоен Государственной премии СССР 1978 г.

Достойный вклад внес К.Ю. Лавров в лениниану, воплотив образ В. И. Ленина в спектакле ''Защитник Ульянов'', в фильмах ''Доверие'', ''Двадцатое декабря''. В 1982 г. за роль В. И. Ленина в спектакле "Перечитывая заново" он был удостоен Ленинской премии.

Значительными этапами в творческой биографии актера стали его работы в кинематографе: Сивцов в фильме ''Живые и мертвые'', Жмакин в ''Верьте мне, люди'', академик Башкирцев в ''Укрощение огня'', которые утверждают активную жизненную позицию современников, советский образ жизни.

Творческую позицию К.Ю. Лаврова отличает высокое политическое сознание, партийность, постоянная требовательность к себе как к актеру.

Много внимания уделяет он укреплению творческого содружества с производственными коллективами Ленинграда, где часто бывает с шефскими концертами. Неоднократно представлял советскую творческую интеллигенцию на различных форумах за рубежом.

Пользуется большим авторитетом среди деятелей культуры, партийного актива и трудящихся города. Является депутатом Верховного Совета СССР, председателем Правления Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества, членом Комитета по Ленинским и Государственным Премиям при Совете Министров СССР. Был делегатом ХХУ съезда КПСС, избирался членом Ленинградского обкома КПСС.

Награжден орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", четырьмя медалями, является лауреатом Ленинской, Государственных премий СССР и РСФСР, лауреатом премии Ленинского комсомола.

Лавров Кирилл Юрьевич рекомендуется кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР» [ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 246. Д. 114. Л. 25-26]. В списке депутатов Верховного Совета СССР (одиннадцатого созыва), избранных 4 марта 1984 г. в Совет Союза, стоит его имя [ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 246. Д. 114. Л. 1].

Справка на К.Ю. Лаврова, выдвигаемого кандидатом в депутаты Совета Союза Верховного Совета СССР. 2 января 1984 г. ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 114. Л. 24-24 об.

Характеристика на К.Ю. Лаврова. 2 января 1984 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 114. Л. 25-26.

Значительный интерес представляет текст протокола № 12 заседания партийного бюро театра от 25 сентября 1985 г. о подготовке и проведении торжественного вечера, посвященного 60-летию К.Ю. Лаврова. Читаем следующее: «…Составлен список приглашенных. Заведен специальный журнал по приглашениям. Список приглашенных – более 300 человек. Отработан вариант размещения гостей в зале по макету. Разработана программа вечера». В программу входили - демонстрация кинофильма, выступления Г. А. Товстоногова, В.И. Стржельчика, Л.И. Макаровой, Ю.А. Демича показ отрывков из спектаклей, где играл Лавров: ''Перечитывая заново'', ''Ревизор'', ''Дядя Ваня'', ''Рядовые'', чествование юбиляра» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 37. Л. 140].

Программа спектакля «Рядовые» с участием К.Ю. Лаврова.

Из личного архива автора.

Известно, что к этому году К. Ю. Лавров сыграл в таких спектаклях, как «Защитник Ульянов», «Три мешка сорной пшеницы», «Энергичные люди», «Протокол одного заседания», «Тихий Дон» и в некоторых других.

Программа спектакля «Энергичные люди» с участием К.Ю. Лаврова.

Из личного архива автора.

Кинозритель увидел его в фильмах «Мой ласковый и нежный зверь», «Стакан воды», «Двадцатое декабря», «Из жизни начальника уголовного розыска» и других, принесших славу артисту.

В фонде Ленинградского обкома партии имеется алфавитный список № 1 делегатов ХХУ11 съезда КПСС, избранных на ХХУ11 Ленинградской областной партийной конференции от 25 января 1986 г. В нём значится: «Лавров Кирилл Юрьевич – Председатель правления Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества Министерства культуры РСФСР» [ЦГАИПД СПб. Ф.24. Оп. 246. Д. 123. Л. 15].

Из протокола заседания партсобрания БДТ от 25 апреля 1986 г.: «С гордостью хочется отметить, что наш Кирилл Юрьевич Лавров был делегатом ХХУ11 съезда КПСС и участником совещания в ЦК КПСС 19 апреля. В выступлениях К. Ю. Лаврова и других участников совещания говорилось о том, что к ХХУ11 съезду партии театры уже выпустили спектакли, отражающие время перемен, и это лишь начало того, к чему призвал деятелей литературы и искусства ХХУ11 съезд партии... Назрела необходимость совершенствования театрального дела. Решению этих задач должен послужить комплексный эксперимент, который с 1 января 1987 года начнет действовать в ряде театров страны, в том числе и в нашем» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп.4. Д. 39. Л. 12].

Значимо выступление К. Ю. Лаврова на указанном выше партсобрании театра: «Хотел бы поделиться своими впечатлениями о съезде, об атмосфере. Ветер новых перемен установился с самого начала. Помимо официальных заседаний, была ещё работа в перерывах. Мне довелось выступить в Центральном музее В. И. Ленина. Их заинтересовал наш спектакль ‘'Перечитывая заново''. Были поездки на заводы, предприятия, совхозы, в Звездный городок. Встречи – это была серьезная работа. Была пресс-конференция ленинградской делегации с иностранными журналистами. Мне был задан вопрос: ‘'Изменится ли репертуар театров после съезда''?  Я рассказал о нашем театре, о том, что в нашем театре идут пьесы американских авторов. В каждом выступлении было дело, конкретность, откровенность. Перед нами задача чрезвычайно сложная – нужно действительно изменить отношение к делу, как личную необходимость. Наша   задача всех деятелей культуры очень высокая, ибо мы - трибуна. О предстоящей реформе – эксперименте мы серьезно обсуждали в ЛО ВТО и самых высоких кругах…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 39. Л. 7].

Сведения об отношении К.Ю. Лаврова к перестройке в стране и встрече с М. С. Горбачевым можно подчерпнуть из текста его выступления на партийном собрании театра от 27 февраля 1987 г.: «Самая главная мысль - апрельский (1985 года) Пленум прошел, ХХУ11 съезд прошел, ситуация, в которой находится государство определена. Очень жесткое обсуждение проходило на Пленуме. Картина была нарисована откровенно. М. С. Горбачев сказал: ''Отступать некуда – это определяет положение, в котором мы находимся''.

Январский Пленум определил путь, чтобы не стать второразрядной державой. И то, что мы чувствуем и приветствуем – это определяется ломкой всего, что нам мешает. Развитие демократии, процесс реализации идет только через демократическое общество. Развитие критики. Мы настолько привыкли ко многому, что действительно происходит процесс ломки. Прежде всего -  психологии. Вот тоже соц. соревнование часто становится бессмысленным стереотипом. Надо ввести новые органичные формы. Стереть привычное, как ракушки, облепленное днище корабля, и посмотреть на себя. Сложно, но ростки нового чувствуются. Уходить от привычных стереотипов, идти в жизнь и исходить из её вопросов – вот задачи коллектива. Эксперимент тоже направлен на это, хотя в самом эксперименте есть министерская заскорузлость.

Случилось так, что я оказался вместе с М.С. Горбачевым. Стою один, и вдруг из темноты выходит Горбачев. ''Здравствуй, Кирилл! Как Союз?''. Я отвечаю: ''Трудно. Столько ножниц, входишь в противоречие то с одним, то с другим''. Он говорит: ''Ты думаешь, мне не трудно? Процесс идет – вот, что главное!''. И наше дело – включиться в этот процесс» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д.41. Л. 10].

И театр включился в процесс…

При обсуждении вопроса о работе партбюро театра о ходе эксперимента, было отмечено: «... Ваш театр в том числе готовил в известной степени почву для перестройки» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 41. Л. 52]. «Протокол одного заседания», «Перечитывая заново», «Последний посетитель» - спектакли, которые много сделали для этого...». В названных спектаклях играл и К. Ю.  Лавров.

Программа спектакля «Последний посетитель» с участием К.Ю. Лаврова.

Из личного архива автора.

В тексте выступления главного режиссера БДТ Г.А. Товстоногова на партсобрании театра от 24 ноября 1987 г. читаем: «...Мы переживаем сложный момент, и я верю, что мы из него выйдем. Когда мне пришлось встречаться с М.С. Горбачевым, он сказал: "Театр Ваш, в частности, подготовил перестройку"…» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4. Д. 41. Л. 45]. И театр шел с ней нога в ногу…

В годы перестройки и в последующий период К.Ю. Лавров сыграл в спектаклях «На дне», «Коварство и любовь», «Под вязами», «Последние», «Борис Годунов», «Перед заходом солнца», «Квартет» и др. Он много снимался в кино: «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» и другие фильмы. Особое место в этом ряду занимает кинокартина «Мастер и Маргарита», где он сыграл Понтия Пилата.

В 1987 г. имя Лаврова артиста БДТ, члена постоянной комиссии по народному образованию и культуре, вошло в список Героев Социалистического Труда [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 147. Л. 19], а также в список депутатов Верховного Совета СССР (одиннадцатого созыва), избранных по Ленинграду [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 148. Л. 3]. Он имел ещё много званий и наград государственных и театральных, а главное – любовь зрителей и людей, окружавших его. 

На партсобрании театра от 13 мая 1988 г. по вопросу обсуждения кандидатуры в делегаты на Х1Х партийную конференцию из уст одного из актеров театра прозвучало: «Для нас Лавров – это человек, который напрямую занимается перестройкой». Секретарь Куйбышевского райкома партии О.С. Кузин отреагировал на эту реплику следующими словами: «К.Ю. Лавров – делегат ХХУ11 съезда, депутат Верховного Совета и его голос практически слышен в делах нашего города. Я обещаю, что Ваше мнение будет доведено до сведения обкома КПСС...» [ЦГАИПД СПб. Ф. 933. Оп. 4 Д. 43. Л. 16].

В 1989 г. Кирилл Юрьевич Лавров как председатель правления Союза театральных деятелей СССР указан в списке народных депутатов СССР по Ленинграду и Ленинградской области от общественных организаций [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 179. Л. 6].

Одним из последних по хронологии документов, сохранившихся в ЦГАИПД СПб, связанных с деятельностью К.Ю. Лаврова, как общественного и партийного деятеля, можно назвать письмо государственных деятелей искусства и культуры Ленинграда о создании Ленинградского эстетического центра «Семья». В документе содержится автограф К. Ю. Лаврова [ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 247. Д. 1480. Л. 2- 6].

Письмо государственных деятелей искусства и культуры Ленинграда о создании Ленинградского эстетического центра «Семья». [Не позднее 26 февраля 1991 г.]

ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 247. Д. 1480. Л. 2-6.

На основании сведений, выявленных в документах из фондов архива, можно сделать вывод о том, через призму историзма, проявляется талантливый, умный и … добрый человек Кирилл Юрьевич Лавров, чью улыбку и лучезарные глаза помнят многие.

Задачей данной статьи являлось немного приоткрыть «закулисье» общественной жизни К.Ю. Лаврова и почтить его светлую память. При этом не ставилось цели рассказать всё о Лаврове.  Большая доля сведений о жизни актера осталась за рамками данного исследования. Многие хранящихся в ЦГАИПД СПб документы содержат в себе сведения не известные широкой аудитории, которые могут ещё многое рассказать об этом замечательном человеке.

Кирилл Юрьевич Лавров шёл вместе с целой эпохой и ушёл в 2007 году по «лунной дорожке», как его герой в кинофильме «Мастер и Маргарита», в вечность.

Высочайшее профессиональное мастерство, свободное владение формой, отвечающей самой сути, позволили ему создать глубокие и масштабные образы на сцене и в кино, отражающие ход истории страны. Своей партийной и общественной деятельностью он доказал, что личность в истории государства играет большую роль. Он познал известность и народную любовь.

Смело можно сделать вывод о том, что благодаря документам, хранящимся в ЦГАИПД СПб, память о нем сохранится на века. Он достоин этого, ибо его талант разбивал ограничительные рамки искусства и пламенел от сущности горячего потока жизни.

 

А. А. Юдина,
ведущий архивист Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга.



1 Имеется в виду Ленинградское отделение Всероссийского Театрального Общества (здесь и далее – прим. автора).

2 Михаил Александрович Ульянов – советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России, друг К. Ю. Лаврова.

3Анатолий Петрович Александров — крупный советский физик, доктор физико-математических наук, педагог, профессор. Президент, академик, член-корреспондент АН СССР. Один из основателей советской ядерной энергетики.

4 Гэс Холл - американский политик, руководитель Коммунистической партии США.

5 Михаил Андреевич Суслов - советский партийный и государственный деятель, член Политбюро, Президиума ЦК КПСС, Секретарь ЦК КПСС

6 Григорий Васильевич Романов — советский партийный и государственный деятель, член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС, первый секретарь Ленинградского обкома КПСС