Публикатор

Назад к целой странице
Назад

К 100-летию Сергея Филиппова:«Смех – дело серьёзное…».

 

 

                                                                                                          С.А. Литвинова

                                                                                                          Главный архивист ЦГАЛИ СПб                                              

 

Имя  широко  известного  в советское  время ленинградского артиста театра и кино Сергея Николаевича Филиппова хорошо знакомо современному зрителю по таким фильмам, как «12 стульев», «Карнавальная ночь», «Укротительница тигров», «Иван Васильевич меняет профессию» и многим другим.

12 июня 2012г. исполнилось 100 лет со дня его рождения. Личный фонд С.Н. Филиппова находится на хранении в   Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга  (далее ЦГАЛИ СПб).

Будучи признанным гениальным комиком, к работе в этом жанре  Филиппов подходил  ответственно   и   вдумчиво.    «Нужно  отрешиться от  ортодоксальных взглядов  на кинокомедию, как на нечто   несерьёзное   или слишком   серьёзное   <…>  многие   наши  кинокомедии <…> смотрят, смеются, но не воспринимают всерьёз. А нужно, чтобы  непременно всерьёз. <…> Надо, чтобы смех всегда был   могучей  очистительной  силой,  делал   людей   лучше,   умнее,  честнее».1

Молодой человек в трико, балетной пачке, розовых пуантах и с веночком из мелких роз на голове выскакивает на сцену, исполняет классическое па-де-де с совершенно серьезным лицом. Это действо вызывает неудержимый хохот публики. Так в 30-е годы прошлого века 22-летний Сергей Филиппов впервые блистал на ленинградской эстрадной сцене.

Юный Филиппов, сын саратовского рабочего, в поисках себя перепробовал несколько профессий (от токаря до плотника), пока случайно не оказался в балетной студии, в которой сразу же прослыл лучшим учеником. Заметив редкую одарённость Сергея, педагоги советовали ему серьёзно учиться искусству балета. Следуя ценным наставлениям, в 1929 г. Филиппов поступил в Ленинградский Эстрадно-цирковой техникум на балетное отделение. Окончив его в 1933 г., был принят в Ленинградский /б. Мариинский/ театр оперы и балета. Но его карьера в балете, к сожалению, оказалась довольно короткой. Постоянное недоедание и непосильные физические нагрузки серьезно подорвали здоровье актера. Во время одного из спектаклей ему прямо на сцене стало плохо - сердечный приступ. Балет  Филиппов вынужден был оставить.

Но со сценой Сергей Николаевич не захотел расстаться и поступил в Ленинградский Эстрадный театр-студию. Ещё студентом он много и успешно выступал на эстраде. Во время одного из таких концертов юного актера заметил Н.П. Акимов и пригласил его в Театр комедии, где впоследствии Филиппов прослужил с 1935 по 1965 годы. У прославленного режиссера он исполнял много комедийных ролей, с легкостью мог заставить смеяться весь зал. Среди ролей того периода - слуга Осип в «Ревизоре» Н. Гоголя, директор театра Пустославцев  в  «Льве Гурыче  Синичкине»  А. Бонди, и многие другие.

Такого яркого артиста не могли не заметить кинорежиссёры. В 1937 г. начинается карьера С.Н. Филиппова в кино, где так же, как и в театре, с ним работали маститые режиссёры: Н.П. Акимов,  Г.М. Козинцев,  И.А. Пырьев,  И.Е. Хейфиц, Н.А.  Кошеверова, Л.И. Гайдай, Э.А. Рязанов, Г.Н. Данелия,  А.Г.  Зархи,  Л.З. Трауберг,  братья Васильевы, С.И. Юткевич, М.А.  Швейцер,  А.М. Рыбаков,  Ю.С. Чулюкин. Они помогали раскрыть его способности, оттачивали мастерство, а также прививали хороший вкус и глубокое понимание искусства.

В кинематографе Филиппова видели, прежде всего, ярким исполнителем небольших комедийных ролей. Но для Сергея Николаевича не существовало незначительных эпизодов. В каждой, даже самой маленькой роли, он всегда искал и находил тонкие индивидуальные черты, создающие неповторимый сатирический образ героя. Иногда, средний по художественным качествам фильм выигрывал в прокате,  благодаря эпизодическим ролям Филиппова. 

Первая по-настоящему большая удача актёра – эпизодическая роль матроса-анархиста в фильме С. Юткевича «Яков Свердлов» (1940г.).  Позже, в картине «Приключения Корзинкиной» режиссера К. Минца появилась еще одна удивительная грань таланта Сергея Филиппова - стремление к пантомиме и эксцентрике. Исполняя роль мастера художественного слова, он прибегал к таким острым приемам игры как гротеск и буффонада и добивался яркого комического эффекта. Высокую оценку работе Филиппова в этой комедии дал режиссёр Сергей Юткевич, назвав актера великолепным буффоном.

В годы Великой Отечественной войны Филиппов уезжает вместе с театром в эвакуацию и продолжает сниматься в кино: «Лесные братья», «Март-апрель», «Мы с Урала», «Новые похождения Швейка», «Кощей Бессмертный». На послевоенные годы приходится новый взлет популярности Сергея Николаевича. На экранах страны появляются фильмы с его героями: немецкий разведчик Краусс («Беспокойное хозяйство»),  капрал и скороход («Золушка»), жулик Брыкин («Здравствуй, Москва!»), наглый, самовлюбленный дрессировщик  Алмазов («Укротительница тигров») и другие.

Одной из самых больших удач Сергея Николаевича во второй половине 50-х  гг. является образ лектора «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Глубокое понимание режиссёром актёрской природы Филиппова и талант самого актёра предопределили успех. Эта роль Филиппова  стала эталоном комедийного мастерства актёра отечественного кинематографа. И теперь невозможно представить фильм «Карнавальная ночь» без маленькой эпизодической роли Сергея Филиппова.   

Филиппов умел передать намного больше, чем было написано в тексте сценария: глаза, брови, губы, даже нос отражали сложные внутренние состояния его героев. Движения его отличались удивительной пластичностью и точностью. Кроме того, он был физически невероятно вынослив. Для него всегда были присущи смелость, ловкость, склонность к риску.       Невозможно было его удержать от опасных экспериментов и трюков почти во всех его фильмах.  Например, на съемках фильма «За Советскую Родину» Филиппов, совершенно закоченевший, четыре раза  падал в ледяную воду, в картине «Беспокойное хозяйство» он летел с моста в воду, ломая своим телом перила, на съемках фильма «Укротительницы тигров» он не только вошёл в клетку к тигру Пуршу, но ещё и пнул его ногой, чего не позволял себе даже дрессировщик.      

В 1965 г. Филиппов уходит из театра, работает на киностудии «Ленфильм» и продолжает активно сниматься в кино.

1970 год – знаковый для Сергея Николаевича. Леонид Гайдай приглашает его в свой фильм «Двенадцать стульев» на роль Кисы Воробьянинова. Актер с трудом поверил, что он не только будет принимать участие в экранизации своего любимого произведения, но и исполнять одну из главных ролей. Филиппов был счастлив. Это его первая и, к сожалению, единственная главная роль за долгие десятилетия работы в кино. Несмотря на уже проявляющиеся в то время проблемы со здоровьем, актер работал над ролью с неудержимым азартом, не щадя себя. Его уникальный талант, ответственное и скрупулезное отношение к работе сделало эту роль незабываемой. В 1973 г., вскоре после работы в этой картине, Сергею Филиппову было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

Гайдай очень дорожил «блистательным комедийным актёром»2 за исключительный дар – фактурность, а также за пластику и самозабвенную отдачу работе. В своих последующих фильмах легендарный режиссёр непременно приглашал Сергея Николаевича, хотя бы на эпизодические роли: шведский посол («Иван Васильевич меняет профессию»), певец на свадьбе («Не может быть!») и  другие.

Самобытный комедийный талант С.Н. Филиппова некоторые кинематографисты использовали, к сожалению, как перец к пресному блюду, что не могло не сказаться на его кинорепертуаре. На советском экране возникла целая  вереница людей недалёких, хамоватых, хитрых, изворотливых и часто надменных, лодырей, пьяниц, злобных неудачников, проворовавшихся дельцов, незадачливых шоферов, глупых милиционеров,  диверсантов, шпионов, злостных обывателей. Роднит все это образы неповторимый комедийный талант, яркость и острота приемов, удивительно органичное существование в образе. «Смех – дело серьёзное, – писала Филиппову заслуженная  артистка РСФСР, актриса БДТ  Э.А. Попова – По-моему, рассмешить труднее и главное –  полезнее, чем заставить плакать. <…> Вы – лучший комедийный артист СССР<…>3.

Талант Сергея  Филиппова, его огромное трудолюбие, любовь к сцене сделали его ярчайшей звездой кинематографа России.

 

 

 

 



[1] ЦГАЛИ СПб. Ф. 525 - Филиппов Сергей Николаевич (1912-1990).  Оп. 1.  Д. 10. Л. 2 - статья  «Смешно и не смешно», С.Н. Филиппов, газ. «Известия», 11.09.1965.

[2]  ЦГАЛИ СПб, Ф. 525.  Оп. 1.  Д. 111.  Л. 11- статья  «Смех всем  полезен»,  Л. Гайдай, газ.  «Вечерний Ленинград», 05.02.1983.

[3] ЦГАЛИ СПб.  Ф. 525.  Оп. 1.  Д. 53.  Л.  1-1об.