Публикатор

Назад к целой странице
Назад

История первого парохода в России

В этом году мы отмечаем 200 лет с того момента, как был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Он был построен шотландским механиком, обер-бергмейстером 7-го класса Чарльзом Бердом в С.-Петербурге на собственном заводе. Располагавшееся на Матисовом острове, предприятие было основано в 1792 г. шотландцем инструментальным мастером  Ф.Морганом, а через несколько лет перешло к его зятю, Ч.Берду.

«Елизавета» совершила свой первый рейс 3 ноября 1815 г. из столицы в Кронштадт. Судно было деревянным, длиной в 7 сажен и шириной в 3 сажени. Металлическая труба диаметром около 30 см и высотой 7,6 м служила при попутном ветре вместо мачты для постановки парусов. Поперек «Елизаветы» были приделаны коленчатые валы с маховым колесом, которое приводило в движение два гребных колеса с лопастями. Колеса были защищены от ударов и бури боковыми палубами. Первый пароход имел мощность 16 л.с. Развивая максимальную скорость до 10,7 км в час, он иногда уступал сопровождавшему ему гребному катеру. Тем не менее, «Елизавета» могла вести за собой от одного до трех судов с максимальной нагрузкой более 20 тыс. пудов.

В документах ЦГИА СПб сохранился ряд материалов  о тех далеких событиях. Так, в личном фонде коллекционера А.А.Савельева сохранился рисунок парохода «Елизавета» (Ф. 2188. Оп. 1. Д. 84. Л. 46), а в фонде Общества франко-русских заводов – купчая крепость Ч.Берда на покупку предприятия Ф.Моргана (Ф. 1440. Оп. 8. Д. 1. Л. 22–24).

  

В фонде Правления Петроградского округа путей сообщения за 1817 г. сохранилось дело о предоставлении Ч.Берду привилегии на постройку паровых машин в России в течение 10 лет. Среди документов дела имеется копия указа Правительствующего Сената от 30 октября 1817 г. о получении Ч.Бердом монопольного права на строительство и эксплуатацию парового флота в России (Ф. 921. Оп. 91. Д. 1190. Л. 5–6).

 

Также в деле содержится описание парового судна Ч. Берда и выданный им патент на имя нижегородского купца 1-й гильдии М.И.Калашникова на постройку парохода (Ф. 921. Оп. 91. Д. 1190. Л. 19–20). Так шотландский предприниматель стал пионером в области парового отечественного судостроения, а его предприятие – основой знаменитого Франко-русского завода.

  

Заметку подготовил гл. архивист ЦГИА СПб Румянцев А.Г.