Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«Творчество как глоток чистого воздуха» - к 100 - летию со дня рождения великого режиссера Георгия Александровича Товстоногова

 

 

Выставка «Творчество как глоток чистого воздуха», приуроченная к 100 - летию со дня рождения великого режиссера  Георгия Александровича Товстоногова рассказывает о ленинградском периоде его деятельности во второй половине ХХ века. На выставке представлены документы Центрального государственного архива литературы и искусства СПб, в частности из фондов театров:  Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола и Академического Большого драматического театра(БДТ) им. Г.А. Товстоногова, где он работал , а также  фондов личного происхождения. Однако основу экспозиции составляют документы БДТ, которому он отдал свой щедрый талант, создал коллектив единомышленников и вывел его на мировой уровень.

 

   

 

А начиналось это так: в 1949 г. Г.А. Товстоногов, приехал в Ленинград    для инсценировки повести И. Ирошниковой «Где-то в Сибири» в Театре им. Ленинского комсомола. Спектакль имел огромный успех у зрителей и одобрение критики.  Вскоре Г.А. Товстоногову предложили остаться в театре в качестве   главного режиссера. За довольно короткий период   Г.А. Товстоногову удалось создать актерский ансамбль и поставить несколько ярких спектаклей, привлекших к себе внимание.  Два спектакля «Из искры» и «Дорогой бессмертия» были отмечены   Государственной премией. На выставке эти спектакля представлены режиссерским сценарием, интересной перепиской и др. документами. Наряду с работой в выше названном театре в 1955 г. Г.А. Товстоногову было предложено поставить «Оптимистическую трагедию» по пьесе Вс. Вишневского в Ленинградском академическом театре им. А.С. Пушкина (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина» («Александринский»). В постановке этого спектакля   проявилась одна из сторон его режиссерского дарования – стремление к монументальным, обобщенным формам.  Спектакль стал настоящим событием в театральной жизни страны и был удостоен Государственной премии. За годы работы в Театре им. Ленинского комсомола и других театрах режиссер зарекомендовал себя как большой художественный талант и режиссер «сильной» руки.  Было вполне естественно, что ему предложили возглавить  находившийся в упадке БДТ, где в зале почти отсутствовали зрители, иногда было 10-15 человек. Приказом Министерства культуры № 72  от 31 января 1956 г  Г А Товстоногов был назначен главным режиссером БДТ с большими полномочиями.

 

 Из приказа Министертсва культуры РСФСР от 31 января 1956 г. №72 о назначении Заслуженного деятеля искусств Грузинской и Узбекской ССР Г.А. Товстоногова  главным режиссером Ленинградского Большого драматического театра им. А.М. Горького с 5 февраля 1956 г.. Подлинник.

 

С его приходом в театр 5 февраля 1956 г. начался новый 33 летний период  жизни театра. Изменилась труппа театра, было уволено 36 человек, появились молодые кадры, стал создаваться коллектив единомышленников, и конечно обновлен репертуар. Было важно привлечь зрителя, возбудить в нем доверие к театру.  А как это все происходило подробно рассказывают протоколы заседаний Художественного совета и протоколы собраний труппы театра за 1950-1980 годы и другие документы, представленные на выставке. Документы повествуют о том, что Г.А. Товстоногов тонко чувствовал свою эпоху, всегда знал, чего хочет в искусстве и умело, зримо и образно воплощал свои идеи в спектаклях, многие из которых нужны были зрителям как воздух потому, что они становились «…неотъемлемой частью человеческого существования, нашей собственной болью или тревогой, нашим прозрением или гордостью» - писала Р. Беньяш в своей книге о Г.А. Товстоногове в 1961 г.

Зрители увидели «Шестой этаж» А. Жери, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Пять вечеров» А. Володина, «Годы странствий» А. Арбузова и т.д. Можно сказать, что театр менялся на глазах, возбуждал интерес у зрителей. И было естественно, что отношение зрителей к театру резко изменилось - театр стал любимым. 

 

   

 

В 1967 г. Г.А. Товстоногов начал свою преподавательскую деятельность в Ленинградском государственном институте театра музыки и кинематографии, где им в Учебном театре со студентами актерско-режиссерского курса был  создан ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, в том числе «Зримая песня», «Люди и мыши».    

 

     

Кинорежиссер М.М. Клигман, доктор искусствоведения, профессор И.Б. Малочевская, Г.А. Товстоногов, режиссер,театральный педагог А.И. Кацман и студенты на режиссерских уроках Г.А. Товстоногова в Ленинградском институте театра музыки и кинематографии.1983г.

 

Г.А. Товстоногов большое внимание уделял зрителям, в том числе их письмам. На выставке представлена переписка, рассказывающая о духовной и интеллектуальной взаимосвязи зрителей и театра. 

На выставке можно познакомиться с подлинными документами,  рассказывающими не только о постановках различных спектаклей в нашей стране и за рубежом, но и о многих других аспектах жизни и творчества великого режиссера.

 

Письмо Г.А. Товстоногова сестре Н.А. Товстоноговой о работе над спектаклем по пьесе А.Н.Островского "На всякого мудреца довольно простоты".1980-е гг.Автогграф.

 Письмо Г.А. Товстоногова артисту Большого драматического театра П.Луспекаеву. 1980-е гг.

 

 

 

 

 

Материал по выставке подготовлен ведущим архивистом отделом использования документов

А.К. Бонитенко