Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«Сотвори самого себя…»: к 90-летнему юбилею режиссёра Сергея Герасимовича Микаэляна

1 ноября 2013 года свой юбилей отпраздновал режиссёр театра и кино Сергей Герасимович Микаэлян. К этому событию в ЦГАЛИ СПб открылась персональная выставка мастера, посвященная его жизненному и творческому пути.

«Сотвори самого себя» ‑ это не только первоначальное название одной из самых известных кинокартин С. Г. Микаэляна  «Влюблен по собственному желанию» (1982), но и его жизненное кредо. Подобно героям этой ленты кинорежиссер многим, если не всем в своем характере обязан исключительно самому себе.

http://www.spbarchives.ru/documents/10157/6fcc8958-b1eb-4bee-b21f-e75449ba7171

С. Г. Микаэлян

С. Г. Микаэлян родился в Москве в 1923 г. в семье армянского писателя К. С. Микаэляна. Полное обычных для мальчишек увлечений детство для жизнерадостного юноши закончилось неожиданно, с наступлением войны. Она стала не только самым сильным потрясением, но и первым аутотренингом для молодого человека, сумевшего избавиться от страха, логически убедить себя, «что на войне не страшно». Как всякий солдат С. Г. Микаэлян мечтал лишь о том, чтобы дожить до Победы, не загадывая далеко вперед. Будучи дважды раненным (второй раз в боях под Ржевом), он не только увидел Победу, но и получил, по его словам, «бесценный выигрыш в смертельной лотерее» длинной в несколько десятков лет жизни, которые режиссёр называл «лишними». И это «эхо войны» напоминало и напоминает о себе в его творческой жизни, в которой он вновь и вновь возвращается к событиям тех лет.

Вернувшись с фронта, С. Г. Микаэлян устроился на Первый государственный автомобильный завод им. И. В. Сталина , где проработал бы, вероятно, много лет, если бы не случайная встреча с фронтовым товарищем, студентом ГИТИСа, который уговорил его подать документы на режиссерский факультет этого ВУЗа. Неожиданно согласившись, С. Г. Микаэлян столь же неожиданно для себя был принят – так в двадцать два года он начал учиться «всерьёз и по-настоящему».

В 1951 г. после окончания ГИТИСа С. Г. Микаэлян был направлен в Горьковский государственный  театр драмы им. А. М. Горького (Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького), где он проработал три года. В 1954 г. талантливого молодого человека пригласили на должность главного режиссёра Ташкентского государственного русского драматического театра (Академического русского драматического театра Узбекистана). В общей сложности за время работы в областных театрах С. Г. Микаэлян поставил четырнадцать спектаклей, среди которых была как классика, например, «Отелло» У. Шекспира, так и работы современных ему авторов («Мечтатели» по роману Д. А. Гранина).

http://www.spbarchives.ru/documents/10157/6ca1d8db-0df1-4180-b2ff-8e5b9b6ab0df

Афиша спектакля "Пролитая чаша" Горьковского государственного театра драмы им. М. Горького. 1953г.

 

Однако более притягательным для С. Г. Микаэляна оказался реализм высшего порядка, реализм кинематографический. В 1956 г. он поступил на Высшие курсы кинорежиссёров при киностудии «Мосфильм» и в тридцать три года вновь сел на студенческую скамью. В 1959 г. после окончания учёбы С. Г. Микаэлян был принят на Московскую киностудию им. М. Горького. Его судьба как кинорежиссера была более сложной по сравнению с его театральным путем. Первый самостоятельный фильм С. Г. Микаэляна «Разноцветные камешки» (1960), который он по распоряжению начальства вынужден был снимать стереоскопическим, прошёл настолько незаметно, что его появление нельзя назвать режиссёрским дебютом. Следует отметить, что и вторая картина («Принимаю бой», 1963) после непродолжительной борьбы «легла на полку».

http://www.spbarchives.ru/documents/10157/466a6e40-d3f8-453d-b98b-dfcbf0094516

Свидетельство, выданное С. Г. Микаэляну об окончании Высших курсов кинорежиссёров при киностудии «Мосфильм». 1959г.

 

По признанию  режиссёра, это был самый трудный период его послевоенной жизни. После двух несостоявшихся фильмов С. Г. Микаэлян даже подумывал о возвращении в театр, но этот порыв получил воплощения лишь в постановке спектакля «Петровка, 38» в Театре им. Ленинского комсомола в Ленинграде («Балтийском доме»). В 1965 г. С. Г. Микаэлян получил от киностудии «Ленфильм» предложение снять кинокартину по роману Д. А. Гранина «Мечтатели», постановку которого он осуществил ранее в качестве театрального режиссёра. Фильм вышел под названием «Иду на грозу» (1965) и имел большой зрительский успех, а также важные последствия на пути превращения театрального режиссёра С. Г. Микаэляна в кинорежиссёра.

Б. М. Бурмистров. Эскизы декораций к картине "Иду на грозу". 1965г.

 

Одобрение зрителей, которое всегда оставалось для мастера одним из важнейших критериев, вселило веру в собственные силы, а с ним и желание «отстаивать» свою режиссёрскую позицию. Это сочетание невероятной твердости в принципиальных вопросах, бескомпромиссной требовательности к себе и удивительной скромности стало впоследствии «визитной карточкой» режиссёрского характера С. Г. Микаэляна. Например, в фильме «Всего одна жизнь» (1968) о полярном исследователе Ф. Нансене массовая сцена переснималась пять раз, а в поисках «своего» сценария режиссёр потратил два года, пока не пришел к «Расскажи мне о себе» (1971). Кто знает, сколько фильмов мастера мы смогли бы увидеть, если бы не его стремление «бороться и искать, найти и не сдаваться»? Ведь на протяжении творческого пути С. Г. Микаэляна по разным причинам киностудиями были отвергнуты шестнадцать его сценариев, с шестью картинами были проблемы, в том числе с фильмами «Гроссмейстер» (1972), «Премия» (1974), «Вдовы» (1976), «Рейс 222» (1985), которые по праву считаются его лучшими работами.

Письмо директора киностудии "Ленфильм" с просьбой дать объявление по радио. 1972г.

Альбом кадров и рабочих моментов фильма "Премия". 1974г.

 

На юбилейной выставке в ЦГАЛИ СПб представлены материалы из личного фонда С. Г. Микаэляна и киностудии «Ленфильм». Биография мастера раскрывается благодаря документам личного происхождения – фотографиями С. Г. Микаэляна, характеристиками режиссёра и его театральных работ, почетными грамотами. Особое место отведено афишам, которые служат прекрасной иллюстрацией театральной деятельности С. Г. Микаэляна. Творческий путь режиссёра можно проследить через судьбы его кинокартин и относящиеся к ним материалы: многочисленные служебные записки с различными просьбами (например, содействовать съемкам в Московском Кремле или предоставить из Артиллерийского музея ордена, аналогичные тем, которыми был награжден Ф. Нансен). Крайне интересны заключения киностудии о созданных С. Г. Микаэляном фильмах, режиссёрские сценарии, трудовые договоры с артистами (в том числе с О. И. Янковским, с которым режиссёр работал дважды), альбомы кадров и рабочих моментов из фильмов. Уникальным свидетельством творческой работы является альбом эскизов декораций для картины «Иду на грозу» (1965), представленный рядом с кадрами из готовой киноленты.

В заключение хочется поздравить Сергея Герасимовича Микаэляна с юбилеем, пожелать крепкого здоровья, а также физических и душевных сил для воплощения в жизнь своей мечты – создания новой автобиографической книги, публикация которой, несомненно, станет событием для многочисленных почитателей таланта мастера.

 

 

 

Материал по выставке подготовлен ведущим архивистом отдела использования документов

А.А.Варламовой