Публикатор

Назад к целой странице
Назад

"Протокол одного собрания": к 80-летию театра-фестиваля "Балтийский Дом" и 100-летию со дня рождения Г.А. Товстоногова

 

«Протокол одного собрания»: к 80-летию театра - фестиваля «Балтийский Дом»
и 100-летию со дня рождения Г. А. Товстоногова.

Прогуливаясь перед спектаклем по фойе театра-фестиваля «Балтийский Дом», зрители обращают внимание на выставку, посвященную 80-летней истории театра. Творческая биография театра началась в 1936 г., когда возник в результате слияния Красного театра и Театра рабочей молодежи (ТРАМ) Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола1. В 1991 г. театр был переименован в Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский Дом», а спустя девять лет (2000 г.) получил статус театра-фестиваля.

Длинный путь становления и развития театра-фестиваля отражен в фотографиях главных режиссеров, актеров, сцен из спектаклей и в программках на стендах выставки. Театралы обращают особое внимание на фотографии Михаила Викторовича Чежегова2 и молодого Георгия Александровича Товстоногова3 - главных режиссеров театра в сложнейший сталинский период его существования. Фотографии сцен из спектаклей «Где-то в Сибири», «Из искры…», «Испанский священник» и других в постановке Г. А. Товстоногова, 100-летний юбилей со дня рождения которого широко отмечался в 2015 г., напоминают о спектаклях большого звучания, принесших в те годы славу театру Ленинского Комсомола.

Из личного листка по учету кадров М.В. Чежегова. 1950 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 865717. Л. 3-3 об

Автобиография главного режиссера М.В. Чежегова. 11 декабря 1950 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 865717. Л. 8-8 об.

Программа пьесы «Два капитана». Из личного архива автора.

Справка на Г.А. Товстоногова, выдвигаемого в Совет Союза ВС СССР. 11 апреля 1970 г.
ЦГАИПД СПб. Ф. 24. Оп. 246. Д. 45. Л. 30.

На рубеже знаменательных юбилеев хочется познакомить читателей с одним интересным документом той эпохи, хранящимся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб).

Вашему взору предстанет одна из жемчужин архива по истории театра – протокол № 13 открытого партийного собрания Ленинградского театра имени Ленинского комсомола от 22 сентября 1949 г.4 Данный документ из фонда первичной партийной организации театра публикуется впервые. Этот исторический источник ценен тем, что в нём запечатлён текст одного из первых выступлений Г.А. Товстоногова перед коллегами в Ленинграде, сохранивший «идеологический запах» того времени.

Из протокола № 13 открытого партсобрания

Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 22 октября 1949 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 158.

Доклад главного режиссера театра Г. А. Товстоногова на собрании коллектива представляет собой «программную платформу», которой он придерживался в годы работы в театре в 1949-1956 гг. В его выступлении, пронизанном идеями К. С. Станиславского, были заложены основы новой режиссерской политики театра, новые подходы к выбору репертуара. Одновременно с актуальной героической темой стала звучать и тема классическая. Был намечен художественно-творческий метод развития театра.

Значение доклада Товстоногова и выступлений соратников по театру на этом собрании сложно переоценить, т.к. оно воодушевило коллектив на плодотворную творческую работу всех цехов, в результате которой театр имени Ленинского комсомола встал в те годы на одну ступень с лучшими театрами страны. При этом Г. А. Товстоногов получил колоссальный профессиональный и жизненный опыт, который ему помог в будущем вывести на мировой уровень знаменитый Большой Драматический театр им. М. Горького, в который он перешел в 1956 г.5

Подлинный текст протокола № 13 публикуется с сокращениями. В научных комментариях использованы документы из фондов Ленинградского горкома КПСС, Петроградского райкома партии, первичной партийной организации Ленинградского театра Ленинского комсомола за 1948- 1956 гг., а также воспоминания о Г. А. Товстоногове и книги К. Станиславского.

Документ начинается так:

«ПРОТОКОЛ № 13

открытого партсобрания Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола от 22 сентября 1949 года.6

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1.Творческий и производственный план театра на сезон 1949-1950 гг. - Доклад Главного режиссера театра тов. ТОВСТОНОГОВА7.

Присутствовало: Членов ВКП(б) – 28 чел., канд. – 2 чел. Беспартийных: 84   чел.

Отсутствовало: По уважительным причинам: членов ВКП(б) 8, канд. – 2. Без уважит. причины – 3 чел.8

ПРЕЗИДИУМ собрания: Ванчугова, Мериин, Лотошев, Дмитриев, Царев, Волк (Секр. РК ВКП(б)»9.

Прежде чем перейти к тексту самого доклада позвольте познакомить Вас с некоторыми представителями окружения Георгия Александровича, в частности, с президиумом собрания. Последний состоял из представителей партийного актива организации – членов партийного бюро театра, многие из которых были и членами Художественного Совета театра: Елена Яковлевна Ванчугова, Давид Львович Мериин Волосов, Николай Марианович (Михайлович) Лотошев, Константин Антонович Дмитриев, Владимир Иванович Царев и представитель от вышестоящей партийной организации – второй секретарь Петроградского райкома ВКП(б) – Мария Николаевна Волк.

Елена Яковлевна Ванчугова. В архиве имеется её личное дело за 1941 г.10 Е. Я. Ванчугова, рождения 1908 г., место рождения – Томск. В 1924 - 1925 гг. была актрисой Красного театра Пролеткульта в Тбилиси. В 1930 г. закончила Центральный техникум театрального искусства в Москве. В 1930 - 1936 гг. служила актрисой в Московском Художественном театре (2-ом) с такими режиссерами, как Борис Михайлович Сушкевич  (1887-1946 – советский режиссер, актер, педагог). Она играла в его спектаклях - «Светите нам, звезды», «Тень освободителя» и других), Александр Иванович Чебан (Чебанов, 1886-1954 – советский актер, режиссер, народный артист РСФСР),  Иван Николаевич Берсенев (Паплищев, 1889-1951 – советский актер, режиссер, Народный артист СССР).

Из анкеты кандидата в члены ВКП(б) Е.Я. Ванчуговой. 16 мая 1941 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 839776. Л. 2-2 об.

Е. Я. Ванчугова несколько месяцев 1936 г. работала в театре имени Ленсовета в Москве. С 1 октября 1936 г. начала артистическую деятельность в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола. В 1941 г. подала заявление о желании вступить в члены партии. (Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП(б) от 16 мая 1941 г.)11.  Член партии с 1944 г. О ней Г. А. Товстоногов на одном из заседаний партбюро театра в 1954 г. говорил следующее: «Ванчугова. С этой актрисой в нашем театре – очень трудный случай. Я не вижу в ней актерской природы, не смотря на её большую трудоспособность. Ни в одной работе она меня не удовлетворяет, но нужно продолжать пробу»12. На партийном учете в театре Ленинского комсомола она значилась до 1982 г. В личном деле Е. Я. Ванчуговой имеется её автобиография на двенадцати страницах рукописного текста с биографическими данными, воспоминаниями об учебе, работе, учителях и т.д. На исследуемый в статье период, т. е. с 1949 по 1956 гг., Е. Я. Ванчугова была актрисой и членом партийного бюро театра13.

Давид Львович Мериин - Волосов. В ЦГАИПД СПб имеется его личное дело14. Д. Л. Мериин-Волосов, рождения 1905 г., место рождения – Казань. В 1922 г. закончил 2-х годичную драматическую студию при Казанском государственном Большом театре15, в котором работал актером до 1923 г. Далее продолжал актерскую деятельность в театрах Казани, Нижнего Новгорода, Омска и Челябинска. С 1929 г. по 1936 г. работал педагогом по драме в студии Красного театра и актером этого же театра в Ленинграде. С 1936 г. в театре имени Ленинского комсомола наряду с основной профессией актера работал в качестве ассистента режиссера, сочетая с педагогической деятельностью в Ленинградском институте сценических искусств16. В 1941 г. подал заявление о желании вступить в партию17. Г. А. Товстоногов в 1954 г. о нем говорил следующее: «Волосов - интересный артист, с большим диапазоном. Много удачных работ. Я опираюсь на него, как на художника. Работа для него всегда будет»18. Д. Л. Волосов (1905-1971) – заслуженный артист РСФСР.

Из анкеты кандидата в члены ВКП(б) Д.Л. Мериин. 6 августа 1941 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 307606. Л. 2.

Николай Марианович (Михайлович) Лотошев. Значительный интерес представляет собой личность Лотошева, сыгравшего немаловажную роль в жизни Г. А. Товстоногова при смене на посту главного режиссера театра М. В. Чежегова. В архиве на хранении имеется биографическая справка на  Н. М. Лотошева, рожденного в 1907 г. в Тбилиси. Член партии с 1930 г. В 1938 г. он был назначен директором киностудии «Ленфильм». С 1940 г. он работал заместителем директора Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, а с 1947 г. –директором театра19. Известно, что Н. М. Лотошеву лично принадлежит заслуга переезда Г. А. Товстоногова в Ленинград. Весной 1949 г. в Москве он нашел молодого Товстоногова, чей спектакль «Где-то в Сибири» шел с большим успехом на сцене Центрального детского театра, и пригласил его на постановку в театр имени Ленинского комсомола в Ленинград20.  На партучете в театре он стоял до января 1954 г.21

Биографическая справка на Н.М. Лотошева. 1950 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 6. Оп. 6. Д. 272. Л. 150.

Константин Антонович Дмитриев. В архиве имеется личное дело К. А. Дмитриева, родившегося в 1902 г. в Ленинграде22. В 1921-1925 гг. он учился в Драматической студии Н. В. Ростовой. После окончания в 1925 г. с группой товарищей организовал театральный коллектив «Красный Молот», который в сентябре 1926 г. слился с Красным Театром. В 1926-1936 гг. – актер Красного Театра. С 1936 г. – актер театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде, и на январь 1941 г. им сыграно около ста ролей. В январе 1941 г. он подает заявление о желании вступить во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков)23. В 1954 г. Товстоногов дал ему следующую характеристику: «Дмитриев. Мне кажется, что он обладает хорошими актерскими свойствами, но страдает сухостью и резонёрством. Это - комедийно-характерный актер, имеющий импонирующие внешние данные. Необходимо уводить его от резонерства. Умеет хорошо мыслить»24. С партийного учета театра Ленинского Комсомола снят в связи со смертью 16 апреля 1984 г.25

Из анкетного листа К.А. Дмитриева. 29 июля 1941 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1728. Оп. 1. Д. 688652/3. Л. 4, 5 об.

Владимир Иванович Царев. В. И. Царев – коммунист, до войны работал зав. радио – узлом, после Великой отечественной войны встал на учет в театре Ленинского комсомола в Ленинграде 13 августа 1946 г. и работал инженером радиоцеха, в апреле 1947 г. был восстановлен в довоенной должности26. В архиве имеются протоколы заседаний партбюро театра, членом которого он был с 9 сентября 1947 г. по 22 октября 1949 г.27 На момент обмена партийного билета 6 марта 1974 г. он значился в театре Ленинского Комсомола28.

Мария Николаевна Волк. В архиве имеются личные дела М. Н. Волк.29 М. Н. Волк (Коршунова) родилась в деревне Игутьево Тверской губернии в 1904 г. В 1943 г. закончила исторический факультет Ленинградского Государственного педагогического института им. Герцена. Обучалась в партийных и советских учебных заведениях. Работала на советской и партийной работе.  Вторым секретарем Петроградского райкома ВКП(б) была с 1948 г. по 1950 г.30

Далее в повестке дня собрания записано следующее:

«СЛУШАЛИ: 1. Гл. режиссера театра ТОВСТОНОГОВА – о производственном репертуарном плане на 1949-1950 гг.

ТОВСТОНОГОВ: Все мы с вами знаем, какова обстановка как внутри нашей страны, так и вне её31. Нам нужно понять, и наш театр тоже находится на передовой линии огня. ‘'Всякий театр выполняет свою роль и свое значение в том случае, если он будет пропагандировать политику нашего социалистического государства''.32 Наш театр должен до конца осознать, эмоционально почувствовать историческое Постановление ЦК ВКП(б) по вопросам искусства и определить место театра Ленинского комсомола, как среди других театров страны, так и среди театров Ленинграда. Нам нужно определить идейно-политическое лицо театра. Нужно это лицо создать.

Из чего же складывается это идейно-политическое и художественное лицо театра?

1. Идеологическая направленность театра – его репертуар.

2. Художественный творческий метод театра (работа над образом).

3. Политико-моральное состояние коллектива.

4. Общественно- художественное звучание театра.

5. Внешний стиль театра.

Остановлюсь на каждом из перечисленных мною элементов отдельно.

Репертуар нашего театра должен определяться своим именем, которое театр носит: театр Ленинского Комсомола. Основным героем должен быть наш молодой современник в настоящем, в прошлом и будущем. На сегодняшний день наш театр в решении проблемы показа молодого человека находится гораздо ближе к цели, чем, скажем, Московский театр имени Ленинского Комсомола.33 Мы должны всё же сознаться, что и в нашем театре не всё благополучно. В нашем репертуаре имеют место спектакли, которые по своему художественному уровню не отвечают тем требованиям, которые определяют художественный профиль театра. От таких неполноценных произведений, как ''Мирное утро''34 Мина и Минчковского, ''Тайна вечной ночи'' Луковского35 и других, о которых я скажу позднее, мы должны очистить наш репертуар.

Недавно наш театр выпустил свою последнюю премьеру ‘'Где-то в Сибири''36. Хотя это произведение и имеет свои недостатки, я считаю включение его в репертуар театра нужным и целесообразным, как по своей тематике, так и по своему современному звучанию. Молодой зритель благодарен нам за этот спектакль.

Очень ответственной и очень почетной задачей является для нашего театра включение в репертуар пьесы Ш. Дадиани   ‘'Из искры…'', пьесы о жизни и работе нашего вождя в его молодые годы, пьесы о молодом Сталине37, ещё ни одним театром не осуществленной»38.

Из протокола № 13 открытого партсобрания

Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 22 октября 1949 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 159.

Из фондов библиотеки ЦГАИПД СПб.

Премьера спектакля «Из искры…» Ш. Н. Дадиани39, созданного к семидесятилетию со дня рождения И. В. Сталина, в театре Ленинского Комсомола состоялась 9 декабря 1949 г. Над ходом репетиций осуществлялся партийный контроль со стороны членов партбюро театра в целях сохранения и улучшения спектакля40. Спектакль, посвященный И. В. Сталину и В. И. Ленину, имел историко-познавательное и воспитательное значение и был удостоен Сталинской Премии 1 степени41.  «Восемь наших товарищей: Товстоногов, Волосов, Курков, Казаринов, Лебедев, Дудников и Сергеева за свои работы в спектакле ‘' Из искры…'' были удостоены званий Лауреатов Сталинской Премии»42. Роль молодого Сталина исполнял удостоенный Сталинской Премии Евгений Алексеевич Лебедев.43

Биографическая справка на Е.А. Лебедева. 1950 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 6. Оп. 6. Д. 371. Л. 42.

В то время в театре ставилась задача «чтобы все проникались мыслью показа этих исторических событий с точки зрения «сегодняшнего дня» при постановке спектаклей о вождях «Семья» и «Остров великих надежд» в сезоне 1949-1950 гг.44 Из доклада Г. А. Товстоногова о выполнении театром Постановления ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 27 января 1951 г. стало известно, что с декабря 1949 г. по январь 1951 г. спектакль «Из искры…» прошел на сцене 76 раз, просмотрело 80 тыс. человек, спектакль «Семья» прошел 76 раз, просмотрело 79 тыс. человек45.

Любопытно, что сейчас в репертуаре театра-фестиваля «Балтийский Дом» имеется спектакль «Сталин. Ночь.» по мотивам произведений Виктора Платоновича Некрасова, поставленного в 2013 г. российским актёром и режиссёром Алимовым Леонидом Александровичем (род.1970). Это спектакль об одной фантасмагорической ночи Сталина. Он один из тех, которые потрясают и запоминаются. Великолепно исполнение роли пожилого Сталина Вадимом Васильевичем Яковлевым46. События, увиденные на малой сцене театра, невольно заставляют зрителей встретиться лицом к лицу с одним из самых мощных страхов – страхов перед смертью, присущему тому историческому периоду. Интересно показана реакция на страх через нравственное, духовное начало русского народа. У многих после спектакля появляется желание отдать дань памяти тем, кто достойно жил и работал в годы «сталинизма» - в одну из сложнейших исторических эпох СССР, а также глубже изучать архивные документы и попытаться понять людей, живущих в тот неоднозначный период.

Из протокола № 13 открытого партсобрания

Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 22 октября 1949 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 160.

В тексте протокола № 13 партийной организации театра им. Ленинского Комсомола от 22 сентября 1949 г. читаем следующее:

«Мировая классика должна иметь место в нашем театре, поэтому мы включили в репертуар пьесу Джона Флетчера ''Испанский священник''47. Образы этого спектакля явятся воспитательным стимулом для нашего коллектива. Эта пьеса наносит удар по клерикализму, по поповщине. И кроме прочих всех её достоинств, её густая реалистическая ткань очень хорошо ложится на наших исполнителей.

В нашем репертуаре должна быть отображена и международная обстановка. На эту тему в портфеле театра имеется 2 пьесы: 1-ая это работа драматурга Барянова48 о борьбе китайского партизанского отряда с японскими империалистами и 2-ая – Лавренёва49 – ‘'Голос Америк''. Обе эти работы ещё не закончены писателями50.

Из русской классики мы остановились на пьесе Островского51 ‘'На всякого мудреца довольно простоты''. Мы считаем, что показ молодого человека того времени, показ ''глумовщины'', которая по сей день ещё имеет место в некоторых вражеских проявлениях – будет иметь воспитательный стимул для молодежи.

Мы думаем работать над инсценировкой Федина ''Первые радости''52 и ещё имеется у нас ''Чаша радости''53… - пьеса на современную тему.

И, наконец, мы считаем необходимым включение в наш репертуар пьесы о ленинградском студенчестве. Для этого нам нужно создавать вокруг театра авторский коллектив, с которым театр смог бы совместно работать – над темами необходимыми для репертуара театра имени Ленинского Комсомола.

Теперь я перехожу ко 2-му элементу, без которого не может быть театра – это художественно-творческая направленность театра – его художественный метод.

Наша задача воплотить сценические произведения с той силой, с которой требует от нас зритель.

Каков же наш творческий метод? Для этого нам, прежде всего, необходимо точно и конкретно определить свое место, свои особенности, конкретные особенности   метода, метода театра им. Ленинского Комсомола.

Когда Горький писал ''Мать''54 критика обрушилась на него за то, что его Павел Власов - явление не типическое. Однако, давнейшие события показали, что Горький предвидел в своем Павле Власове типические черты соц. борца революционера.

К. С. Станиславский55 создал систему и метод в работе актера над собой и над образом, и его творческий метод является для меня единственным, который применим как в работе нашего театра, так и в творческом воспитании наших актеров.

В нашем театре нет того, что называется творческим ансамблем.

Она из причин – это то, что Ленинградский     театр им. Ленинского Комсомола был проходным двором для многих режиссеров, которые не думали и не заботились об общем стиле и языке актеров. Отсюда разнобой в игре, разно плановость и отсутствие ансамбля.

Нашему театру нужно думать о создании своей режиссуры. Кое-что сделано в этом направлении. В театр приглашен режиссер Гинсбург56. Мне кажется, что этот режиссер, которого я лично знаю, придется ко двору нашего театра.

Кроме того, мы будем систематически воспитывать и растить свою режиссуру. Мне кажется, что у нас в театре имеются такие возможности.

Нам нужно систематически проводить творчески- воспитательную работу с молодежью нашего театра, которая сейчас никак не ведется.

Необходимо прикрепить молодых актеров к мастерам нашего театра. Необходимо также систематически проводить воспитательную работу с нашим техническим персоналом по проведению наших рядовых спектаклей.

Я был свидетелем того, как зав[едующий] пост[ановочной] частью В. М. Хвостов57 сам таскал и устанавливал декорации, а человек восемь рабочих стояли рядом и наблюдали. Сама организация труда требует желать много лучшего. В этом отношении очень неблагополучно обстоит дело в работе машинно-декорационного цеха. Вчера, например, на спектакле «Где-то в Сибири» забыли поднять вовремя занавес. Черты небрежности, грязи, самого дурного провинциализма лежат на наших повседневных спектаклях.

К исправлению всех неполадок и накладок кое-что делается: составляется график, ведутся беседы с работниками, но этого ещё страшно мало до того поворота к лучшему, который нам необходим.

Очень плохо работает электроосветительный цех, в котором накладок больше всего.

Творческая атмосфера нашего театра, с моей точки зрения, очень плохая, Сами актеры подчас не понимают, что значит творческая атмосфера на репетициях и на спектаклях.

Мне было очень горько от того, что одна из наших уважаемых актрис (фамилию называть не буду) на репетиции позволила себе читать газету.

Состояние наших гримировочных уборных, наши комнаты отдыха для рабочих, наше актерское фойе находятся в антисанитарных условиях, да и вообще наш театр в целом не производит впечатления храма искусства. Я позволю себе привести здесь слова К. С. Станиславского по этому поводу: ''В театр нельзя входить с грязными ногами. Грязь и пыль отряхивайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе со всеми мелкими заботами, дрязгами и неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства. Отхаркайтесь прежде, чем войти в театр, а войдя уже не позволяйте себе плевать по всем углам. В результате получится не храм искусства, а плевательница, сорный ящик, помойка''.58

Я был на открытии нашего сезона. Шел спектакль ''Два капитана'' Каверина59. К сожалению, я не увидел в зрительном зале никого из незанятых в спектакле. Не чувствовалось праздничной приподнятости и у самих актеров, играющих спектакль. Скукой и служебностью веяло со сцены на зрителя, который с самого начала взволнованно воспринимал спектакль, но к концу и этот зритель был заражен той атмосферой спектакля, которая царила на сцене. Иногда прорывались моменты, когда отдельные сцены игрались с искрой и воодушевлением. Отсюда значит, что вот такая скука и служебность не в натуре самих актеров, самих работников, а делается это просто в силу создавшихся условий и обстановки.

У нас в театре есть часть актеров, совершенно отрешенных от театра, от его жизни, от его дел; например, Коханский, да и не он один.

Из протокола № 13 открытого партсобрания

Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 22 октября 1949 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 161.

На меня такие люди производят впечатление инертных, не заинтересованных в создании настоящего творческого организма, без которого не может быть театра. И еще у меня за то время, что я работаю в театре создалось впечатление, что очень многие работники из творческого коллектива не знают друг друга, не заинтересованы друг в друге. Некоторые рассматривают свою работу, как что-то служебное и казенное. Такой работник также и с таким же настроением будет служить в любом другом театре. Приведу ещё один пример из книги Станиславского ''Моя жизнь в искусстве''. Вот, что он говорил: ''Общая рабская зависимость всех работников театра от основной цели искусства останется в силе не только во время спектаклей, но и в другое время дня. Если по тем или другим причинам репетиция окажется непродуктивной, то те, кто помешал работе, вредят общей основной цели. Творить можно только в соответственно необходимой обстановке, а тот, кто мешает её созданию, совершает преступление перед искусством и обществом, которому мы служим. Испорченная репетиция ранит роль, а израненная роль не помогает, а мешает проведению основной мысли поэта, то есть главной задаче театра''.60

Всему творческому коллективу надо стремиться создавать творческую атмосферу рождения спектакля, стремиться создавать творческую обстановку и условия вокруг спектакля.

Мы должны видеть ошибки нашего театра, бороться с ними, искоренять их, но не высмеивать и не «продавать наш театр». Было несколько случаев, когда актеры или работники нашего театра в постороннем месте высмеивали и ругали свой же театр. С таким отношением к театру – театра быть не может.

Говоря о политико-моральном состоянии нашего театра, нужно помнить, что каждый из нас несет честь нашего театра везде и всюду, где бы он не находился.

Если наша репертуарная политика будет последовательна, на настоящем творческом уровне, если наше политико-моральное состояние будет высокое, то мы сможем достигнуть многого. Мы должны научиться мечтать по-ленински, когда мелочи жизни имеют первостепенное значение.

Мы должны мечтать, чтобы наш театр стал полноценным организмом, отвечающим всем требованиям и запросам, которые ставит перед нами наша партия и наш народ».61

Из протокола № 13 открытого партсобрания

Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 22 октября 1949 г.

ЦГАИПД СПб. Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 162.

 

Далее в тексте протокола № 13 следуют выступления актеров и работников цехов театра, одобряющие выводы, освященные в докладе Г.А. Товстоноговым, его заключительное слово с ответами на вопросы, а также решение и постановление открытого партийного собрания, с которыми любой желающий может ознакомиться в архиве самостоятельно.

В докладе Г. А. Товстоногова прозвучало намерение главного режиссера ознакомить работников театра с системой К. С. Станиславского, расширить, улучшить тематический состав спектаклей театра, а также его стремление осмыслить в спектаклях правду реальной жизни, её противоречия, рожденные конкретно-историческими событиями, и искреннюю веру в идеальную мечту в будущее. Считывается его желание ставить спектакли с символической составляющей, позволяющей проявиться как в прошлом, так и в будущем. Озвученные им принципы театральной системы, нашедшие отражение в полнометражном научно-популярном фильме «Режиссерские уроки Г. А. Товстоногова» (1983 г.), на долгие годы определили главную направленность всей театрально-художественной жизни Ленинграда.62

Г. А. Товстоногов – это выдающаяся личность, которая всегда была на линии огня культуры, даже в тяжелую сталинскую эпоху, старающаяся сделать театр эффективным фактором устойчивости развития. И художественно-творческая система, заложенная им в историческом прошлом театра, срабатывает и на сегодняшний день в театре-фестивале «Балтийский Дом», чей 80-летний юбилей отмечается в 2016 году.

 

А. А. Юдина,

ведущий архивист Центрального Государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб).


1 ЦГАИПД СПб. Ф. К-598. Оп. 2. Д. 326. Л. 133 (далее наименование архива в ссылках будет опущено, так как материалы взяты исключительно из фондов ЦГАИПД СПб).

2 Чежегов Михаил Викторович (1898-1965) – советский режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер Ленинградского Красного театра (1930-1937), главный режиссер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (1937-1940), художественный руководитель того же театра (1940-1949) (Ф. 1728. Оп. 1. Д. 865717, 310129).

 

3Товстоногов Георгий Александрович (1915-1989) -  советский театральный режиссёр и педагог, народный артист СССР. Главный режиссер Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (1949-1956) (Ф. 24. Оп. 246. Д. 45. Л. 30).  

4 Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 158-168.

 5 В протоколе № 4 закрытого партийного собрания театра им. Ленинского Комсомола от 1 марта 1956 г. читаем следующее: «В течении месяца, когда встал вопрос о переводе тов. Товстоногова в другой театр, партбюро и руководство театра вели активную борьбу за то, чтобы Товстоногов остался в театре. Нами были приняты многие меры, вплоть до обращения в ЦК КПСС и Министерство культуры. Однако, вопрос был решен не так, как нам бы этого хотелось» (Ф. 1316. Оп. 5. Д. 7. Л. 7).

6 Следует сказать, что в архиве на постоянном хранении в фонде № 1316 находятся протоколы открытых, закрытых партийных собраний и заседаний партийного бюро театра за 1941, 1945-1988 гг., в некоторых из которых можно увидеть тексты выступлений Г. А. Товстоногова или упоминания о нем, а также сведения о спектаклях, поставленных им.

7 Георгий Александрович Товстоногов был приглашен в театр в 1949 г.  Предварительное слушание тезисов данного доклада происходило на заседании партийного бюро театра им. Ленинского Комсомола 8 сентября 1949 г. (Ф. 1316. Оп. 2. Д. 7. Л. 94-97).

 

8 Если посмотреть статистику по театру от 27 октября 1950 года, то увидим следующую картину: «общая численность работников    1947 г. - 303 чел., 1948 г. – 302 чел., 1949 г. – 247 чел., 1950 г. – 238 чел.» (Ф. 1316. Оп. 2. Д. 11. Л. 90). Т. о. можно сделать вывод, что половина работников театра присутствовала на данном собрании.

9 Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 158.

10 Ф.1728. Оп. 1. Д. 839776.

11 Ф. 1728. Оп. 1. Д. 839776. Л. 2.

12 Ф.1316. Оп. 5. Д. 2. Л. 40.

13 Ф. 1316. Оп. 2. Д. 9, Оп. 3. Д. 2, 6, Оп. 4. Д. 2, Оп. 5. Д. 2, 5, 11.

14 Ф.1728. Оп. 1. Д. 307606.

15 После ряда переименований с 1962 г.- Казанское театральное училище.

16 Институт сценических искусств. Техникум сценических искусств. Центральное театральное училище. Ленинградский театральный институт. Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.

17 Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП(б) от 6 августа 1941 г. (Ф. 1728. Оп. 1. Д. 307606. Л. 2).

18 Ф. 1316. Оп. 5. Д. 2. Л. 42.

19 Биографическая справка на Н. М. Лотошева, составленная в 1950 г. Петроградским райкомом ВКП(б) (Ф. 6. Оп. 6. Д. 372. Л. 150).

20 Горфункель Е.,  Шимбаревич И. Георгий Товстоногов. Собирательный портрет. СПб, 2006. С. 380-381.

21 Ф.  6. Алфавитная картотека.

22 Ф. 1728. Оп. 1. Д. 688652.

23 Автобиография К. А. Дмитриева   и анкета вступающего в члены ВКП(б) от 15 января 1941 г. (Ф. 1728. Оп. 1. Д. 688652. Л. 2, 3, 7-9).

24 Ф. 1316. Оп. 5. Д. 2. Л. 43.

25 Ф. 6. Алфавитная картотека.

26 Ф. 1316. Оп. 1. Д. 9. Л. 29; Ф. 6. Алфавитные картотеки.

27 Ф. 1316. Оп. 1. Д. 9. Оп. 2. Д. 7. 

28 Ф. 6. Алфавитная картотека.

29 Ф. 1728. Оп. 1. Д. 821206.

30 Дополнение к личному листку по учету кадров и автобиография М. Н. Волк (Ф. 1728. Оп. 1. Д. 821206.  Л. 1, 8).

31 Имеется в виду реакция в обществе на Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах "Звезда'' и ''Ленинград'' с запретом публикаций произведений А. Ахматовой и М. Зощенко; от 4 сентября 1946 г. «О кинофильме ''Большая жизнь'' с критикой кинолент режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Козинцева и Л. Трауберга; от 10 февраля 1948 г. «Об опере ‘'Великая дружба'' В. Мурадели» с критикой произведений композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева и других.  В августе 1948 г.- запрет генетики, кибернетики и квантовой механики. В 1949 г.- широкая кампания по разоблачению «космополитизма» в науке и культуре, «Ленинградское дело» (Ф. 1316. Оп. 2. Д. 6. Л. 122-127; Оп. 5. Д. 4. Л. 6-7). Основным на международной арене являлось следующее: с 1946 г.  проводилась политика «Холодной войны», создано НАТО, в СССР проведены испытания первой атомной бомбы, проводился экспорт модели социализма в страны Восточной Европы. В 1949 г. к власти в Китае пришло коммунистическое правительство. Китай стал основным союзником СССР на Востоке.

32 Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». М., 1952. С. 12.

33 В 1927 году по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно – ТРАМ.  20 февраля 1938 года на здании театра появилась надпись: "Московский театр имени Ленинского комсомола".

34 «Мирное утро» - пьеса ленинградских писателей Евгения Мироновича Мина (1913-1983, русский писатель, театровед, критик) и Аркадия Мироновича Минчковского (Минчиковский, 1916-1982, прозаик, драматург, художник, сценарист).

35  Игорь Владимирович Луковской (1909-1979, советский сценарист и драматург).

36 Премьера спектакля «Где-то в Сибири» по пьесе Ирины Ивановны Ирошниковой (1911-2005, прозаика) состоялась 20 сентября 1949 г. На заседании бюро    Ленинградского обкома ВКП(б) от 13 января 1951 г. прозвучали хорошие отзывы о спектаклях театра им. Ленинского Комсомола - таких как «Где-то в Сибири», «Из искры…», «Семья» (Ф. 1316.  Оп. 3.  Д. 4. Л. 14-15).

37 Джугашвили Иосиф Виссарионович (Сталин) (1879-1953) - советский государственный, политический, и партийный деятель (Ф. 9087. Оп. 1. Д. 120.  Л. 36).

38 Кстати, сейчас в репертуаре театра имеется спектакль «Сталин. Ночь» по мотивам произведений Виктора Платоновича Некрасова, поставленного в 2013 г. российским актёром и режиссёром Алимовым Леонидом Александровичем (род. 1970). Спектакль об одной фантасмагорической ночи Сталина один из тех, которые потрясают и запоминаются. Великолепно исполнение роли пожилого Сталина Вадимом Васильевичем Яковлевым (род. 1946, советский и российский актер театра и кино, Народный артист России.). События, увиденные на малой сцене театра, невольно заставляют зрителей встретиться лицом к лицу с одним из самых мощных страхов – страх смерти, присущему тому историческому периоду. Интересно показана реакция на страх через нравственное, духовное начало русского народа. У многих   после спектакля появляется желание отдать дань памяти тем, кто достойно жил и работал в годы «сталинизма» - в одну из сложнейших исторических эпох СССР, а также глубже изучать архивные документы и попытаться понять людей, живущих в тот неоднозначный период.

39 Шалва Николаевич Дадиани (1874-1959) - актер, сценарист, грузинский писатель, драматург, театральный деятель.

40 Ф. 1316. Оп. 2. Д. 11. Л. 1-2; Д. 12. Л. 13-14.

41 Ф. 1316. Оп. 2. Д. 11. Л. 18, 71; Д. 12. Л. 2.

42 Ф. 1316. Оп. 2. Д. 11. Л. 91. Александр Васильевич Курков (1893-1953) - актер театра им. Ленинского Комсомола с 1931 г., Заслуженный артист РСФСР. Владимир Михайлович Казаринов (1896-1975) - советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР. Григорий Аронович Гай (Вукисер, 1920-1995) -  актер театра и кино). Дмитрий Михайлович Дудников (1895-1964, Заслуженный артист РСФСР. Галина Ермолаевна Сергеевна (1914-2000) - Заслуженная артистка РСФСР.

43 Евгений Алексеевич Лебедев (1917-1979) - советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (Ф. 1316.  Оп. 2.  Д. 12. Л. 94).

44 Ф. 1316. Оп. 2.  Д. 12. Л. 94, 104.

45 Ф. 1316. Оп. 3.  Д. 4. Л. 1-2.

46 Вадим Васильевич Яковлев (род. 1946), советский и российский актер театра и кино, Народный артист России.

47 Джон Флетчер (1579-1625) – английский поэт, драматург. «Испанский священник» - ок. 1622 г. Режиссеры – Георгий Александрович Товстоногов совместно с Александром Осиповичем Гинзбургом (1916-1973) - театральный режиссёр, Народный артист Узбекской ССР. Премьера спектакля состоялась 18 мая 1950 г.  «Испанский священник» - для Г. А. Товстоногова стал спектаклем – «отдушиной» после прикосновения к биографии вождей; это был счастливый всплеск театральности, изобретательности, не сдерживаемых ничем веселья и выдумки.

48 Анатолий Андреевич Барянов (1908—1978) – русский советский драматург.

49 Борис Андреевич Лавренёв (Сергеев, 1891-1959) – русский, советский прозаик и драматург. Лауреат Сталинской премии (1950) за пьесу «Голос Америки».

50 Необходимо отметить, что Г. А. Товстоногов пригласил в качестве заведующей литературной частью Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола (1949-1956) Дину Морисовну Шварц (1921-1998), с которой проработал до конца жизни.

51 Александр Николаевич Островский (1823-1886) – знаменитый драматический писатель. В его пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» (1886) отражено так называемое явление «глумовщины», которое процветает и строит свое благополучие до тех пор, пока существует общественный строй, основанный на хищном преуспеянии, лицемерии и лжи.

52 Константин Александрович Федин (1892-1977) – русский, советский писатель, первый секретарь и председатель правления Союза писателей СССР. 

53 Николай Георгиевич Винников (1909) – русский советский писатель и драматург, автор пьес "Степь широкая'', "Чаша радости", "В девятом "А" и "Саду цвесть", "Когда цветёт акация...".

54 Максим Горький - литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) - русский писатель, прозаик, драматург. Автор романа «Мать» (1906-1907).

55 Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев, 1863-1938) - русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении более 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР.

56 Имеется ввиду - Александр Осипович Гинзбург.

57 Василий Михайлович Хвостов – заведующий постановочной частью театра им. Ленинского Комсомола. На партучете в театре после войны с июня 1946 г., член партии с 1951 г. (Ф. 6.  Алфавитная картотека).

58 Станиславский К. С. Этика. М., 2011. С. 2.

59 Вениамин Александрович Каверин (Зильбер, 1902-1989 – русский советский писатель и сценарист).  Автор приключенческого романа «Два капитана» (1938-1944).

60 Станиславский К. С. Этика. М., 2011. С. 6.

61 В протоколе № 14 закрытого отчетно-выборного собрания театра им. Ленинского Комсомола от 22 октября 1949 г. читаем: «С приходом в театр в качестве главного режиссера т. Товстоногова жизнь изменилась значительно. Нельзя не заметить, что она стала творчески насыщенной, целеустремленной. Яснее стал путь, по которому должен идти творческий коллектив. Больше стало порядка, как в творческих, так и в постановочно-художественных цехах» (Ф. 1316. ОП. 2. Д. 6. Л.  179).

62 Ф. 25. Оп. 149. Д. 76. Л. 169.