Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«Ленинградский балет в годы Великой Отечественной войны»

 

А.К. Бонитенко,

ведущий архивист отдела использования документов

 

 

 

Архивные документы ЦГАЛИ СПб дают представление о том, какое огромное влияние на подъем патриотического настроения и морального духа горожан и защитников Ленинграда оказали деятели искусства. Именно культура в годы Великой Отечественной войны оказалась наиболее востребованной, являлась духовным зарядом по мобилизации на героический труд и ратный подвиг. С самого начала войны основной формой жизни ленинградских артистов, в том числе и артистов балета, стала военно-шефская работа. Все артисты ленинградских театров, оставшиеся в городе, были сформированы в концертные бригады, которые дали за годы войны свыше 56 тысяч концертов, из них 46 тысяч в войсках Ленинградского и Волховского фронтов.

Фронтовая бригада артистов Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова. 1943г. Из фондов Мариинского театра.

Проведение шефских концертов способствовало тесному сплочению деятелей искусства с бойцами и жителями города. Уже в первые дни войны они стали обслуживать сборные пункты, а позднее выезжали во фронтовые подразделения, на боевые корабли, в учебные полки, госпитали, на заводы, в домохозяйства и т. д. .Свидетелями этого являются документы личных фондов артистов балета Н.В. Пельцер и В.С. Костровицкой, оставшихся в осажденном Ленинграде, балетмейстера А.Е. Обранта, который находился на Ленинградском фронте и часто бывал в городе, художницы В.В. Милютиной, оформлявшей костюмы для танцевальных номеров Детской студии художественного движения Дворца пионеров во время блокады, балерин Т.М. Вечесловой, Г.Д. Георгиевской - Кремшевской, эвакуированных вместе с Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета им. С.М. Кирова в Пермь (г.Молотов), но всей душой остававшихся с родным городом, а также документы учреждений: Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова, Ленинградского хореографического училища.

Благодарность Дома Красной армии артистке балета и педагогу Ленинградского хореографического училища                               В.С. Костровицкой.1943г.

Из документов Театра музыкальной комедии видно, что театр всю войну не прекращал своей работы в городе. О жизни театра и его актерах в те годы красноречиво рассказывают документы личного фонда балерины Пельцер Нины Васильевны. Среди документов сохранились воспоминания актера и режиссера этого театра Н.Я. Янета. Вот, что он писал: «…23 декабря 1941 г. в соседнее с театром здание попала бомба, создалось угрожающее положение и пришлось перебираться в помещение Театра имени Пушкина, взяв с собой декорации, костюмы и наш голубой занавес. В середине января 1942 г. случилось самое страшное во всем городе не стало света. Выезды с концертами на фронт и в госпитали стали теперь нашим главным творческим делом, дававшим силы и волю в работе… Балерина Пельцер потребовала от дирекции приказа об обязательном посещении артистами балета занятий по классическому танцу и сама проводила их. И это то же было фантастикой: холодное фойе с садовыми скамейками, заменявшими балетный класс со станком, где исхудавшие до скелетообразного состояния девушки разминаются, как прежде, перед началом урока…». Н.В. Пельцер считала, что это было крайне необходимо делать, поскольку танцы для оперетты очень важны. Она утверждала, что танец в оперетте не только украшает, но и дополняет основное действие и сюжет. И делала все для этого. Народные, характерные, жизнерадостные танцы – матросский, украинский, колхозный, цыганский-были у балерины любимыми. Н.В. Пельцер своим мастерством и самоотверженностью заслужила известность и любовь зрителя. Во время войны бойцы писали ей письма, где обещали не допустить врага, ни в свой город, ни в свою семью, ни в «свой театр». После войны она вспоминала: «Даже те бойцы с переднего края, которые не имели возможности попасть к нам в театр были более или менее спокойны за свои семьи. Ведь если театр играет, значит не так уж катастрофически плохо». «Неужели балерина Пельцер танцует?» - удивленно спрашивали они командиров частей, в которых мы побывали или которые побывали в городе.

Артисты балета А. Камков и И.Пельцер исполняют матросский танец в оперетте Ленинградского театра музыкальной комедии "Раскинулось море широко" (авторы - В.Вишневский, В.Азаров, А. Крон, музыка - Н. Минха, постановка - Н.Янета).1942г.

Спектакли и концерты Театра музыкальной комедии пользовались особой популярностью. Оперетта стала любимым жанром ленинградцев и воинов Ленфронта. Музыка, танцы, нехитрый сюжет расслабляли людей, позволяли на некоторое время забыть ужасы войны.

Документы рассказывают о том, что каждый день, проведенный в осажденным городе, был настоящим подвигом для людей, а местные власти делали всё для того, чтобы хоть как-нибудь улучшить их положение. Ярким примером этого является постановление Ленгорисполкома 25 декабря 1941 г., принятое несмотря на жуткую, морозную и голодную зиму 1941-1942 гг., об организации детских новогодних ёлок, так как в городе оставалось около 300 тысяч детей, работало 9 школ. Городские новогодние ёлки для учащихся 7-10 классов проходили в помещениях театров: Театра драмы им. Пушкина, Большого драматического театра и Малого оперного театра. Во всех театрах был электрический свет, играли духовые оркестры, давали представления, были накрыты столы. Детей, участвовавших в праздниках ёлки, кормили обедами, не вырезая талонов из продовольственных карточек. Гостями блокадных ёлок стали около 50 тысяч школьников. Другие дети без внимания также не были оставлены. Новогодние ёлки были даже в бомбоубежищах. Тарелку горячего супа получил каждый. Среди личных документов у балерины Н.В. Пельцер сохранилась благодарность от 8 января 1942 Городской комиссии при Ленгорисполкоме по проведению детской Новогодней ёлки, выданная балерине за активное участие по обслуживанию детей на ёлке, которая проходила. в Театре драмы им. Пушкина, где тогда находился Театр музыкальной комедии.

Благодарность Городской комиссии при Ленгорисполкоме по проведению детской новогодней елке артистке балета         Н.В. Пельцер.1942г.

Большая востребованность в искусстве во время войны, в том числе и хореографического, способствовала созданию по заданию Политуправления 55 армии Ленфронта старшим лейтенантом А.Е. Обрантом, ранее руководителем хореографического кружка Дворца пионеров, зимой 1942 г. детского хореографического коллектива при Ансамбле Политуправления из голодных, больных кружковцев, которые после лечения дали первый концерт для воинов 30 марта 1942 г. в с. Рыбацкое, а всего ими было дано 3000 концертов.

Эскиз костюмов В.С. Милютиной для хореографической постановки "Партизанская" в детской студии художественного движения Дворца пионеров (балетмейстер и режиссер А.Е. Обрант).Бумага,акварель.1943г.  

В фонде балерины Г.Д. Кремшевской сохранился дневник балетмейстера А.Е. Обранта, руководителя этого коллектива за 3 мая- 14 июня 1945 г. Из которого видно, что коллектив за годы войны сформировался и стал профессиональным, а в первые дни после войны хореографический коллектив ансамбля Политуправления 55 армии Ленфронта был преобразован и вошел в состав Ленконцерта.

С первых дней войны Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова перестроил свою деятельность на военный лад. Об этом рассказывают документы театра. Так, в одной из многочисленных благодарностей воинских частей Красной Армии и ВМФ концертной бригаде театра, с участием выдающихся артистов балета К.М. Сергеева и Ф.И. Балабиной ещё до эвакуации театра в середине августа 1941 г. говорится: «Краснофлотское спасибо артистам за нерушимую дружбу, за шефскую связь работников искусства с Военно-Морским флотом…Мастерство артистов дало большую зарядку личному составу для дальнейшей борьбы – до полного разгрома врага.». В отчетах театра за 1941-1943 гг. указано, что 19 августа 1941 г. по решению Комитета по делам искусств при СНК СССР и руководящих ленинградских организаций Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова был эвакуирован в Пермь (г. Молотов) и прибыл туда через 10 дней в полном составе (520 чел.), а вместе с членами семей- 2000 человек. В Перми ему было предоставлено помещение местного оперного театра, где он 13 сентября 1941 открыл сезон. За сентябрь- декабрь театром было возобновлено 16 спектакле: 8 балетов и 8 опер. С начала текущего сезона органической частью производственной деятельности театра стала военно-шефская работа. За этот период было дано 279 концертов лучшими силами театра, по 2-3 концерта в день для воинских частей и госпиталей.

Выступление артистов балета Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Из фондов Мариинского театра.

Сцена из II акта нового балета А.И Хачатуряна "Гаянэ" Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова в                              г. Молотове.1943г.

В годы войны параллельно с напряженной производственной работой по текущему репертуару и постановке новых спектаклей интенсивно развивалось военно-шефское обслуживание Красной Армии. На фронт часто выезжали многие бригады театра во главе с ведущими артистами балета Т.М. Вечесловой, А.В. Лопуховыми и другими. Эти бригады обслуживали моряков Балтийского флота и воинов Ленинградского, Волховского, Сталинградского, Донского и др. фронтов. В документах театра сохранились дневники фронтовых бригад, с фамилиями участников, репертуаром и другими записями. В Пермской (Молотовской) области было широко развернуто обслуживание воинских частей и госпиталей. В Пермь было эвакуировано также Ленинградское хореографическое училище, где учились дети из разных регионов страны и на основе которого зародилась Пермская хореографическая студия, которая распоряжением СНК СССР от 2 апреля 1945 г. была преобразована в Пермское хореографическое училище, где со дня основания и на протяжении многих лет художественным руководителем была артистка балета Е.Н. Гейденрейх, танцевавшая в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова с 1915 по 1936 г., а после войны осталась там работать, как и другие ленинградские артисты этого театра. Сейчас Пермское хореографическое училище является одним из ведущих училищ  нашей страны, прочно стоящего на традициях классического балета, переданных ленинградцами в годы Великой Отечественной войны.