Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«Хранитель памятников архитектуры». К 120-летию со дня рождения архитектора А.Л.Ротача.

 

                                                                                                                К.С.Кетова

Ведущий научный сотрудник ЦГАЛИ СПб

 

 

В 2013 году исполняется 120 лет со дня рождения одного из крупнейших архитекторов-реставраторов, активного деятеля и члена Президиума Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР Александра Лукича Ротача. Крупный знаток архитектуры Санкт-Петербурга, специалист в области охраны и реставрации архитектурных памятников, он внес неоценимый вклад в их защиту и восстановление, особенно в послевоенные годы.

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) хранится личный фонд А.Л. Ротача, переданный его внучкой в конце прошлого столетия. В фонде представлено богатое собрание документов творческой деятельности архитектора.

Александр Лукич Ротач родился 31 июля 1893 года в городе Ялта. Окончив в 1915 году Варшавский Политехнический институт со званием инженера-архитектора, он уехал в Петроград, где учился в Академии художеств, в мастерской профессора Л.Н. Бенуа, которую окончил без защиты дипломного проекта. Одновременно А.Л. Ротач занимал должность начальника дорожно-строительного отдела Петроградского уезда, где занимался ремонтом и перестройкой зданий, мостов и дорог. В 1928 году был осужден и выслан на строительство железной дороги Сыктывкар – Пинюг, где руководил проектированием гражданских сооружений до 1931 года. Вернувшись в Ленинград, А.Л. Ротач начал заниматься проектированием, исследованиями и научной работой, связанной с реставрацией, охраной памятников архитектуры и историей города Ленинграда.

С 1945 года делом всей его жизни стала реставрация архитектурных памятников. За время войны было повреждено и уничтожено немало ценных шедевров архитектуры, которые предстояло восстановить или воссоздать заново. Два года А.Л. Ротач трудился над восстановлением стен и башен Новгородского Кремля, а также Покровской церкви города Новгорода в качестве старшего архитектора по исследованию, проектированию и техническому руководству.

В 1947 году А.Л. Ротач вновь вернулся в Ленинград и продолжил свою деятельность в специальных научно-реставрационных производственных мастерских по проектированию и восстановлению исторических зданий, пострадавших во время войны.

Архитектор был занят в работе по консервации исторических зданий в Пушкине, Павловске, Гатчине, реставрировал петербургские мосты XVIII века, в том числе - Инженерный, Конюшенный и другие. Одной из самых крупных работ, которой архитектор отдал 13 лет своей жизни, было восстановление Исаакиевского собора. Большое количество фотографий, детальных зарисовок, расчетов и научных обоснований наглядно указывают на то, какая это была трудоемкая и сложная работа.

«Ни один из объектов реставрации в то время не имел столько различных проблем как здание Исаакиевского собора»1 - говорил А.Л. Ротач. Это были проблемы инженерно-конструктивного порядка. В 1947 году экспертной комиссией было заявлено, что здание собора находится в катастрофическом состоянии и для дальнейшей его сохранности требуется проведение серьезных мероприятий2.

Начиная с 1950 года специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, которые возглавлял Александр Лукич Ротач, было произведено обследование здания. В 1953 году впервые в истории существования собора были начаты работы широкого масштаба и комплексного характера по изучению его состояния3. Было заключено множество договоров с субподрядными организациями разных специальностей, с различными институтами с целью исследования состояния здания, составлялись проекты, техническая документация, проводился сбор нужных материалов и многое другое.

Приступая к работе над реставрацией Исаакиевского собора, А.Л. Ротач застал его в крайне неудовлетворительном состоянии. В результате неравномерной осадки собора в важнейших его частях возникли деформации, которые стали угрожать целости всего здания. В исключительно тяжелом состоянии находились росписи на стенах и сводах. В ужасном состоянии была монументальная живопись. Она была покрыта плесенью до такой степени, что невозможно было разобрать ее красочный слой, который осыпался. Штукатурка обваливалась вместе с выполненной на ней живописью. Повреждены были также и мозаичные изображения. Своды сплошь были покрыты трещинами. Большие дефекты имела мраморная облицовка. Уже через 30 лет со времени установки наружных мраморных облицовок под влиянием атмосферных факторов стало заметным разрушение карнизов и модильонов4. Задача состояла в сохранении разрушавшегося здания.

В распоряжении архитектора-руководителя А.Л. Ротача была небольшая группа технических работников, которая находилась непосредственно на объекте. Эта группа вместе с руководителем работ изготовляла всю техническую документацию, технические условия, а также разработку технологии и метода работы. Согласование проектов и методов проводилось инспекторами и консультантами Государственной инспекции по охране памятников, а также директором Исаакиевского собора. Работа над собором была начата в 1952 году, и уже в 1957 году он был открыт для посетителей5.

По окончанию реставрационных работ Исаакиевского собора, А.Л. Ротач ушел на пенсию и начал более активную общественную и исследовательскую работу. Особое внимание архитектор уделил исследованию конструкций и истории постройки музея «Исаакиевский собор». Архитектор прожил долгую жизнь и умер в 1990 году.

Александр Лукич Ротач занимал значительное место в жизни Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Он не только докладывал об угрозах гибели памятников, но и требовал немедленного вмешательства в это дело6. Десятки ценнейших памятников были спасены благодаря А.Л. Ротачу. В бурные послевоенные годы он помог организовать охрану многих пригородных дворцов. Являясь одним из ведущих реставраторов, он руководил реставрацией и восстановлением ценнейших памятников архитектуры: Крымских дворцов, Эрмитажа, Исаакиевского собора, Новгородского Кремля, здания Центрального исторического архива, Музея связи... Благодаря ему были спасены от сноса и воссозданы многие шедевры мирового искусства7.

 

 

 


 

[1] ЦГАЛИ СПб. Ф.598-Ротач Александр Лукич, архитектор. Оп.1. Д.28. Л.31

[2] ЦГАЛИ СПб. Ф.277-Отдел культурно-просветительной работы Ленгорисполкома. Оп.1. Д.460. Л.4

[3] ЦГАЛИ СПб. Ф.598. Оп.1. Д.98. Л.4

[4] ЦГАЛИ СПб. Ф.598. Оп.1. Д.30. Л.2

[5] ЦГАЛИ СПб. Ф.598. Оп.1. Д.28. Л.32

[6] ЦГАЛИ СПб. Ф.598. Оп.1. Д.572. Л.6

[7] ЦГАЛИ СПб. Ф.598. Оп.1. Д.572. Л.4