Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«…Е.З. Копелян не знал неудач…»

А.К.Бонитенко

зав. отделом использования документов ЦГАЛИ СПб

 

Выдающийся  мастер театра, кино и телевидения 20 века Ефим Захарович Копелян родился 12 апреля 1912 года  в маленьком городке Речице под Минском, где прошли его детство и юность.

В большом  семействе  Копелянов очень любили рисовать, два его брата стали художниками.  После окончания школы он  тоже попытался приобщиться к этому виду искусства,  с февраля 1928 г. по ноябрь 1929 г. был учеником художника, художника - декоратора в кинотеатре. Однако, его юная натура решила резко изменить свою судьбу и восемнадцатилетний юноша  в декабре 1929 г., покинув отчий дом,  оказался в Ленинграде, с которым с этого времени навсегда связал свою жизнь и творчество.

Уже  в феврале 1930 г. он начал работать  на заводе «Красный путиловец» в качестве чернорабочего, а затем токаря в тракторном цехе. Однако, молодая ищущая натура не могла долго оставаться на одном месте, и Е.З.Копелян уже в январе  поступил в Художественно-промышленный техникум при Академии Художеств, где проучился до сентября 1931 г.

Будучи студентом первого курса,  Е.З. Копелян  по приглашению своего  приятеля пришел в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ) (с 1932 г.- им. М.Горького)  поработать в массовке, а остался в нем на всю жизнь.

В своей автобиографии он пишет, что в сентябре 1931 года (в этом же году он был зачислен во вспомогательный состав труппы) «…поступил в школу – студию при БДТ им. Горького, которую окончил в 1935 г. и был зачислен  в состав труппы актером», и с этого момента до конца  дней своих все свои силы, свой талант отдавал родному театру.

Он разлучился с театром только в годы Великой Отечественной войны, когда одним из первых ленинградских артистов уже 4 июля 1941 года добровольцем пошел в Народное ополчение. Спустя короткое время  был зачислен бойцом в агитвзвод  Дома Красной Армии в Ленинграде, где и служил  до июля 1943 г.- когда был демобилизован и направлен в БДТ.

Подлинный воспитанник БДТ, впитавший в себя сценическое мастерство своих старших товарищей по сцене –выдающихся актеров – А.Н.Лаврентьева,  Н.Ф.Монахова, В.Я.Софронова, А.И.Ларикова  и обогащенный жизненным опытом военных лет Е.З.Копелян быстро становится одним из ведущих актеров театра. Начался необычайный творческий рост артиста, но особенно его творческая индивидуальность и талант раскрылись с приходом в БДТ  Г.А.Товстоногова. Он оказался в поле внимания великого режиссера. В книге М.Тимченко написано, что  «Товстоногов дорожил в Копеляне даже особенностями его внешнего облика. В одном из интервью актер вспоминал, как он решился сбрить свои неизменные усы, а Товстоногову эта затея не пришлась по вкусу. «По – моему вы сразу потеряли индивидуальность», -услышал артист. «Естественно, - шутливо заключал рассказ Копелян,- за свою индивидуальность я очень испугался и решил срочно обрести ее вновь».

В характеристике на  Е.З.Копеляна за подписью главного режиссера БДТ Г.А.Товстоногова и  директора театра Л.Н. Нарицина, датированной 30 мая 1964 г  говорится: «Обладая великолепными сценическими данными, Е.З.Копелян уже в ранних своих работах проявил  свое особое, исключительное умение мыслить на сцене, показать своего героя в постоянном развитии, в движении.  Е.З.Копелян скоро стал  ведущим артистом театра и сыграл много ответственных ролей в советском и классическом репертуаре (Швандя в «Любови Яровой», Эдмунд  в «Короле Лире», Рюмин в «Дачниках»,   Востряков в «Кандидате партии», Дон Сезар де Базан в «Рюи  Блазе» и мн. др.). Особенно значительны работы артиста за последние годы. Ричард Даджен в пьесе Б.Шоу «Ученик дьявола», Макс Лескалье в пьесе А.Жери «Шестой этаж», комиссар Меркулов в пьесе В.Пановой «Метелица», Марио Арманди в пьесе А.Николаи «Сеньор Марио пишет комедию», агроном Попов в пьесе Н.Вирты «Дали неоглядные», Ильин в пьесе А.Володина «Пять вечеров», Ведущий в комедии Винникова «Когда цветет акация», балтиец в «Гибели эскадры», Горич в «Горе от ума», Джексон в спектакле «Не склонившие головы», писатель Новиков в пьесе С.Алешина «Палата»…

Можно смело сказать, что за все это время Е.В.Копелян не знал неудач….Удивительно умение Е.З.Копеляна добираться до самой сути авторского замысла, ощущать стиль, манеру, жанр драматического произведения. Особенно это ярко проявилось в таких ролях, как Джексон, Горич, Новиков, Балтиец и другие…  Большой диапазон артиста, его умение играть роли трагические и роли гротесково -  комедийные, его обаяние и чувство юмора его высокое профессиональное мастерство, - все эти качества подчиняются в творчестве глубокому пониманию гражданственности в искусстве….»

     Е.З.Копелян в роли Каргина в фильме -Даурия- ф.257-оп.20- д.

 

За годы совместной работы актера с Г.А.Товстоноговым им сыграно около 20 ведущих ролей, многие из которых вошли в золотой фонд театрального искусства . Его сценическое мастерство было высоко оценено не только зрителями, но и его товарищами по сцене.

Яркое тому подтверждение - протокол заседания Художественного совета БДТ им. М.Горького от 18 января 1971 г. о выдвижение артистов театра на присвоение почетных званий. В нем предлагалось выдвинуть Е.З Копеляна на  присвоение почетного звания Народного  артиста СССР. Вот что говорили члены Художественного совета театра:

«Юрский С.Ю.: « Я знаю Е.З.Копеляна с 1957 г., слежу за его творчеством гораздо раньше. На моей памяти многие его роли. Я должен сказать, что от спектакля к спектаклю крепнет и растет его мастерство. Все роли, сыгранные им как в театре, так и в кино, говорят о его крупном даровании».

Кузнецов В.А.: «Высокий профессионализм – вот что отличает все, созданное Копеляном и в театре, и  в кино».

Медведев В.А.: « Я давно наблюдаю за необыкновенной требовательностью к себе Е.З.Копеляна. Это приводит всегда к серьезным результатам. С удовлетворением поддерживаю кандидатуру Копеляна на высокое звание Народного артиста СССР. Своим творчеством и в театре,  и в кино он известен во всем Союзе  и даже за его пределами».

Лебедев Е.А.: «С большим удовольствием  присоединяю свой голос ко всему сказанному здесь. Его работы в театре,  такие как Илларион, Тайрон в «Луне для пасынков судьбы», Морозов в «Третьей страже» и многие другие, говорят о зрелости его мастерства».

Сирота Р.А.: «И количество,  и качество работ и в театре, и в кино, дают нам право выдвигать Ефима Захаровича на столь высокое звание. Это яркий и зрелый мастер».

Горюнов Евг.: «Роли, сыгранные Ефимом Захаровичем говорят о яркости его художественного дарования. Он сейчас бесспорно один из ведущих актеров советского театра и кино. Да к тому же он очень хороший товарищ, вполне зрелый и художественно, и политически».

Товстоногов Г.А.: «Мне приятно единодушие всех выступающих за кандидатуру  Е.З. Копеляна на присвоение почетного звания Народного артиста СССР. За популярностью Ефима Захаровича стоит незаурядный талант и большой труд,  без которого немыслимы были бы такие результаты, которых  добился Копелян и в театре, и в кино».

ПОСТАНОВИЛИ: В связи с большим творческим ростом и заслугами  в театральном искусстве войти с ходатайством в соответствующие организации о присвоении Ефиму Захаровичу народному артисту РСФСР, почетного звания Народного артиста СССР».

Это почетное звание ему было присвоено в 1973 году.

В этой маленькой заметке использовано  всего несколько документов из того огромного документального богатства Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб), которое хранится в фондах БДТ, ВТО, киностудии «Ленфильм», а также фондах личного происхождения и связано с жизнью и деятельностью великого артиста.