Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«Буду композитором» - к 85- летию со дня рождения А.П. Петрова

 

 

Выставка «Буду композитором» -сказал четырнадцатилетний Андрей Петров (к 85 - летию со дня рождения       А.П. Петрова).

На выставке представлены документы из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт – Петербурга, в том числе и личного фонда Андрея Петрова. Документы рассказывают об основных вехах жизни и деятельности выдающегося композитора второй половины 20 века и начала 21 века.

Андрей Петров родился 2 сентября 1930 г. в Ленинграде, в интеллигентной семье- отец –хирург Петров Павел Платонович, мать-художник Ольга Петровна Ваулина, дочь известного художника – керамиста Петра Кузьмича Ваулина. Как многие дети из таких семей он с девяти лет  начал учиться играть на скрипе и рояле. В годы Великой Отечественной войны он вместе с семьей был  эвакуирован в маленький алтайский  городок Ленинск- Кузнецк, где во время  эвакуации  принимал участие в работе детских агитбригад различных ансамблей . Однако с одиннадцати до 14 лет он увлекался литературой, написал несколько рассказов, сам их иллюстрировал, даже собирался писать роман и не помышлял о композиторской деятельности. Поворот в его судьбе произошел в 1944 г. буквально в течение нескольких часов после просмотра фильма «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Андрей Петров твердо решил стать композитором. Начались упорные занятия музыкой. Он вскоре поступил в Ленинградское музыкальное училище им. Н.А. Римского - Корсакова (1945 -1949), а после  его  окончания  в  Ленинградскую     (ныне      Санкт - Петербургскую) государственную консерваторию им. Н.А. Римского – Корсакова, которую окончил в 1954 г. по классу композиции у профессора О.А. Евлахова. Уже в этом же году  симфоническая поэма начинающего композитора «Радда и Лейко» была исполнена в Большом зале Ленинградской филармонии и имела большой успех. Вскоре на сцене Ленинградского государственного тетра оперы и балета им. С.М. Кирова ( ныне Мариинского) был поставлен балетмейстером И. Бельским его первый балет «Берег надежды» (1959 г.), где главные роли исполняли А. Осипенко и А. Макаров. Это было значительное событие в театральной жизни. В дальнейшем все его музыкально-сценические произведения были поставлены на сцене этого прославленного театра – балет «Сотворение мира» (1971 г.), опера «Петр 1» (1975 г.), балет «Пушкин. Размышления о поэте» (1978 г.), опера «Маяковский начинается» (1983 г.)  и  др.

 

Творчество Андрея Петрова на редкость разностороннее и многоплановое. Композитор работал в самых разнообразных жанрах от песен до симфонических произведений, балетов, опер. Однако огромную известность композитору принесла музыка, написанная им почти  к 80 кинофильмам, среди которых «Человек-амфибия»(1961 г.), «Я шагаю по Москве»(1963 г.), «Служебный романс»(1977 г.), «Осенний марафон»(1979 г.), «Вокзал для двоих»(1982 г.), «Жестокий роман»(1984г.), песня «Мохнатый романс», «Собачья сердце»(1991г.) «Хрусталев, машину»(1998 г.). Многие фильмы популярны благодаря его  музыке, а песни из них приобрели самостоятельную жизнь. И это неслучайно. На вопрос газеты «Ленинградская правда» от 24 февраля 1974 г. «Что ждет сегодняшний слушатель от современной музыки?» - композитор ответил: «Нужно, чтобы она была пронизана током высокого напряжения. Чтобы в ней была максимальная концентрация мысли и эмоций. Чтобы она говорила о жизни и была жизнью сама».

А. Петров успешно одновременно работал в самых разнообразных жанрах. Так композитором  в середины 1970-х годов было создано одно из самых значительных произведений - вокально-симфонические фрески (оратория) «Петр 1. Русь на перепутье»

Неслучайно великий современник Андрея Петрова Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. А. Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью». Действительно его музыка, озаренная романтическим светом (романтического порыва), созвучная времени, оказалась очень востребованной. Она долгие годы звучит повсюду, в том числе на дискотеках, мобильных телефонах и т. д.  Многие считают её народной, особенно песни, потому что они правдивы, искренни и написаны, пользуясь крылатым выражением Бетховена, «от сердца к сердцу». Они волнуют, их хочется петь.

А. Петров умело совмещал своё творчество с большой разносторонней общественной деятельностью. С 1965 г. композитор был бессменным председателем Ленинградского союза композиторов и с 1965 по 1991 – секретарем правления Союза композиторов СССР.

При его непосредственном участии в 1965 г. родился ежегодный фестиваль новой музыки

«Ленинградская музыкальная весна», который стал традиционным музыкальным праздником, завоевал симпатии многих любителей музыки.

Творчество композитора отмечено большими наградами как нашей страны, так и за рубежом.

Композитор Р.К. Щедрин отмечал, что творчество А. Петрова это «озвученная летопись России». И это действительно так.

 

 

 

Материал по выставке подготовлен ведущим архивистом отделом использования документов

А.К. Бонитенко