Публикатор

Назад к целой странице
Назад

«Балетмейстер от Бога»: к 65-летию со дня рождения Бориса Яковлевича Эйфмана

20.07.2011 года  накануне юбилея одного из ведущих хореографов мира Бориса Яковлевича Эйфмана в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) подготовлена выставка документов под названием «Балетмейстер от Бога» (к 65-летию со дня рождения).

Б.Эйфман. Фото Н.Аловерт.1970-е годы.

Это совместный подарок архивистов ЦГАЛИ СПБ  и архива Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

На выставке представлены документы из фондов Санкт-Петербургской  государственной Консерватории, Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, Ленконцерта,  Михайловского театра (ранее Ленинградского государственного академического Малого оперного театра),  Мариинского театра  (ранее  Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова ) и др., а также детища Б.Я. Эйфмана – Санкт-Петербургского академического  театра балета Бориса Эйфмана, документы которого за первые 15 лет поступили на государственное хранение в ЦГАЛИ СПб. 

 Б.Эйфман и К.Эйфман с сыновьями Борисом и Леонидом

Б.Эйфман в балетной школе в Кишиневе

Богатейший комплекс документальных материалов рассказывает о творчестве театрального волшебника с первых дней и до сегодняшнего дня.

На выставке можно ознакомиться  с редкими фотографиями:  Борис Эйфман в аудитории Ленинградской Консерватории с педагогами П.Гусевым и Ф.Лопуховым, в Академии русского балета с Л.Якобсоном и Ф.Балабиной и др.

Б.Эйфман за работой 

 На репетиции в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С.М.Кирова

Б.Эйфман,А.Хачатурян,А.Дмитриев

Широко представлена его дипломная работа – балет «Гаяне» ( музыка А.Хачатуряна), поставленный в 1972 году в Ленинградском Малом оперном театре и который стал блистательным началом его творческого пути. На выставке  вы увидите - фотографии, программы, режиссерские записи, которые были сделаны во время просмотра балета «Гаяне». Вот одна из записей от 12 апреля 1973 года: «Исполнение солистами <…> ведущих партий можно считать удачным. Они танцевали с большим подъемом и энтузиазмом, что способствовало успеху спектакля. <…> Большая эмоциональная отдача чувствовалась во всем спектакле.»  Здесь же  программка спектакля с автографом композитора А.Хачатуряна: «Милый Борис! <…> Вы должны укрепить нашу творческую дружбу» и памятный подарок от участников спектакля «Гаянэ» в Рижском театре оперы и балета (коллаж из репетиционный фото, наклеенный на холщовую ткань), а также Диплом участника  Первого Ленинградского смотра творческой молодежи «Молодость, мастерство, современность», который молодой балетмейстер получил за постановку балета «Гаяне» и др. документы, связанные с этим спектаклем.

Большим событием в театральной жизни  1975 г.  была постановка Б.Эйфмана балета «Жар-птица» (музыка И.Стравинского) для бенефиса нар.арт. СССР Габриэлы Комлевой на сцене Мариинского театра. На выставке  это событие представлено программой, договором Мариинского театра с Б.Эйфманом, фотографиями репетиций.

Особое место на выставке занимают документы, связанные с рождением и деятельностью Тетра балета под руководством Б.Эйфмана.  Здесь  представлены: первая афиша театра «Новый балет», родившегося в недрах «Ленконцерта», премьера которого прошла на сцене БКЗ «Октябрьский» 29 сентября 1977года, рекламная листовка,  программка вечера, фотография ведущей солистки, нар.арт. РФ  Аллы Осипенко и хореографа Бориса Эйфмана на поклонах. С этими материалами перекликается запись в официальном отчете «Ленконцерта» за второе полугодие 1977г., где особой удачей признан одноактный балет «Прерванная песня». Материалы по балету «Иллюзии» на музыку французского композитора Пети и с костюмами художника В.Зайцева (представлен эскиз костюма, фото балетмейстера с художником В.Зайцевым и импресарио Л.Сарфати, программки, афиша, рецензии т др.) свидетельствуют о громадном успехе коллектива во Франции. С легкой руки французских журналистов Б.Эйфмана стали называть «советским Бежаром» и «хореографом перестройки».    

З.Аршакуни. Эскиз костюмов девушек к балету "Гаяне" .1975г.

Часть экспозиции относится к перелому веков, когда театру под руководством Бориса Эйфмана стали доступны сложнейшие постановки эпического размаха: «Чайковский» и «Русский Гамлет». Спектакль, посвященный великому русскому композитору, был показан во многих  странах мира и всюду встречал восторженный прием (представлены коллекция программок, приветственный плакат театру в Корее, фото участников спектакля с нар. арт. СССР Г.Улановой, фото после спектакля в США с М.Барышниковым и импресарио С.Даниляном). Балет об императоре Павле I – «Русский Гамлет» - был осуществлен Б. Эйфманом также на сцене Большого театра СССР (фото репетиций и сцен из  балета, эскизы декораций, программки, статьи). Среди выдающихся исполнителей главной роли был Хулио Бокка, аргентинский танцовщик, мировая звезда. В витрине находятся балетные коски с натруженным «пятаком» - этот розовый атлас украшал изящную ножку одной из лучших балерин театра, заслуженной артистки России Елены Кузьминой, совсем недавно завершившей свою карьеру.

Афиши Театра балета под руководством Б.Эйфмана

Документальную выставку дополняют роскошные костюмы (на манекенах) художника Славы Окунева, одного из постоянных соавторов Б.Эйфмана, к балету «Дон Жуан и Мольер». Это костюмы Дон Жуана, Короля-Солнце, два костюма для кордебалета.

С.Окунев.Костюмы к балету "Дон Жуан и Мольер"

Завершающую точку  - вернее, многоточие, - в экспозиции ставят материалы о будущем петербургского балета – Дворце Танца и Академии Танца на Петроградской стороне в Санкт - Петербурге.

 Проект дворца танца в Санкт-Петербурге.2009г.

      

 

 

 

 

 

Материал по выставке подготовлен зав.отделом использования документов ЦГАЛИ СПб

А.К.Бонитенко