null «Актёр, режиссёр – это не только профессия, но и образ жизни». К 100 летию со дня рождения П.П. Кадочникова

 

 Н.В. Деменкова,

зав. отделом использования ЦГАЛИ СПб

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке»), майор Алексей Федотов, он же Генрих Эккерт («Подвиг разведчика»), Федор Николаевич Ермолаев («Укротительница тигров»), Алексей Николаевич Рыбальченко («Медовый месяц»)…Создатель этих и многих других замечательных образов – лауреат Государственных премий, герой Социалистического труда, народный артист СССР Павел Петрович Кадочников.

 29 июля 2015 года   любому артисту исполнилось бы 100 лет. В 1998 году в Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) вдовой актёра Котович Розалией Ивановной были переданы на хранение   документы о Павле Петровиче Кадочникове. Документы личного архива Павла Кадочникова не прошли научного описания, т.к. фонд пополняется его внучкой. Но в архиве документы об актёре можно найти и  в других фондах. Прежде всего,  в фонде  № 257 – Санкт-Петербургская государственная киностудия «Ленфильм».

Павел Петрович Кадочников родился в Петрограде в 1915 году, в семье служащего. В 1916 году он переехал с родителями на Урал, на родину отца. Отец, Петр Никифорович, во время гражданской войны сражался в рядах Красной Армии. Павел Кадочников с детства обладал разнообразными творческими способностями. Хорошо рисовал с натуры, был музыкален, пел, учился играть на различных народных инструментах, писал стихи. В 1923 году он поступил в школу крестьянской молодежи и учился в ней до 1927 года, в том же году  семья Кадочников снова переезжает в Ленинград, где Павел поступает в 181 школу. «Болезненное состояние отца, большая семья и тяжелое материальное положение вынудили меня бросить школу и пойти работать на завод «Красный путиловец», ныне «Кировский завод», - пишет актер в своей автобиографии. Уже позже,  Кадочников снова  поступил в школу  для учеников массовых профессий (ШУМП) при заводе.

В 1931 году, ещё не окончив школу, Кадочников пришёл на прослушивание в театральный техникум (который впоследствии был преобразован в театральный институт) при ТЮЗе к известному театральному режиссёру Б.В.Зону. «Обманным» путем, 15 летним мальчиком он поступает в техникум.

На основе курса Бориса Зона был создан Ленинградский новый театр юного зрителя. Кадочников становится ведущим актером этого театра. «..Он начал с Леля в «Снегурочке», где его внешние данные, задушевность, музыкальность (он поёт, сам себе аккомпанирует на гуслях) позволили ему создать тонкий, сказочный образ, насыщенный русским фольклором. Следующей большой удачей Кадочникова был древний, буквально замшевелый образ деда Тараса из пьесы Е.Шварца «Брат и сестра». Маленькие глазки, спрятавшиеся в глубине нависших косматых бровей, нечесаная с прозеленью седая борода, беззубый рот под шишковатым носом, великолепно найденный говор и тембр голоса, при сухопарой длиннющей фигуре, на которой, как на вешалке, болтается вытертый тулуп, - всё это даже отдаленно не напоминало прекрасного юношу Леля и показывало отличные актерские способности молодого актера.» - вспоминал Б.В.Зон.  После «Снегурочки» были роли  в спектаклях «Музыкальная команда», «Продолжение следует», «Сказка о царе Салтане», «Борис Годунов» и многие другие. Таков объем работ 22 – летнего актера!          

Первой работой Павла Кадочникова в кино была роль Михася в картине «Совершеннолетние». Роль была настолько маленькой и незаметной, что сам актер решил никогда больше в кино не сниматься. Но желание ещё раз испробовать свои силы на экране победило. Он снимается в эпизодической роли у режиссера С. Юткевича в фильме «Человек с ружьем». С этой роли началась длительная работа мастера в кино. Вот краткий список картин, в которых снимался актёр в 30-40-е гг.: «Разгром Юденича», «Осень», «Шотландская застольная», «Антон Иванович сердится», «Оборона Царицына». А в фильме «Яков Свердлов», ещё одной совместной работой с режиссером Юткевичем, Кадочников сыграл сразу две роли – Максима Горького и рабочего паренька Леньки Сухова. По мнению зрителей тех лет, именно с этой картины  Кадочников запомнился  – это было первая значительная удача  молодого актера.

В первые же дни войны Кадочников подал заявление в народное ополчение. Но в Райкоме ВЛКСМ ему отказали, и он был эвакуирован в г. Алма-Ату, где в это время находились две киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». В этот период особенно хочется отметить работу Кадочникова в фильме Сергея  Эйзенштейна «Иван Грозный», где он великолепно сыграл роль Владимира Старицкого.

Вернувшись в Ленинград, актёр узнал, что театр, в котором он служил, распался, ему поступало много предложений из различных театров города, но Кадочников решил связать свою дальнейшую жизнь только с кино. И не ошибся. Роль в фильме «Подвиг разведчика» принесла артисту поистине всенародную любовь. Об этом красноречиво рассказывают письма зрителей: «…мне очень нравится игра з. а. РСФСР, лауреата Сталинской премии киноартиста Павла Петровича Кадочникова. Особенно мне нравится его роль и вообще кинокартина «Подвиг разведчика». Здесь Кадочников – майор Федотов показывает замечательный образ советского офицера, он прекрасно сыграл свою роль и мне навсегда запомнился этот образ…».

П.П. Кадочников в роли Генриха Эккерта в фильме «Подвиг разведчика»

В 1947 году актер приступает к сьёмкам нового фильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке». Подвиг реального героя – военного летчика Маресьева – лег в основу этого фильма. Вот как сам актер вспоминает об этом событии: «… волнение охватило меня, когда мне предложили сыграть роль Мересьева. Как рассказать о силе и исключительной воле этого человека, о неисчерпаемом богатстве его внутреннего мира, о красоте подвига? Как нарисовать внешний облик Мересьева, передать зрителю его мужественное преодоление больших физических страданий?» Актер сам встречался с летчиком Маресьевым, несколько раз летал на истребителях, чтобы ещё больше вжиться в этот сложный образ. Наверное, поэтому фильм никого не оставил  равнодушным и полюбился зрителями.

Одной из главных удач Кадочникова в 50-е годы стала роль Фёдора Ермолаева в фильме Н. Кошеверовой и   А. Ивановского «Укротительница тигров». Фильм очень полюбился зрителям, восторженно приняла картину и пресса: «Художественный замысел комедии держится на игре П. Кадочникова и Л. Касаткиной, исполнителей центральных ролей. Они создают успех картине. Оба привлекательны, оба не только обладают личным обаянием, но и  передают обаяние циркового мастерства и спортивной смелости».

 П.П.Кадочникова в роли Федора Ермолаева и Л. И. Касаткина в роли Лены Воронцовой в фильме «Укротительница тигров»

В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается. Несмотря на большую загруженность, артист принимает самое деятельное участие в шефских концертах, являясь председателем по военно-патриотической теме и военно-шефской работе. В фонде № 183 – Ленинградское отделение Союза кинематографистов сохранился отчет комиссии за 1973 год, в котором  П.П. Кадочников «…придаёт большое значение встречам работников кинематографии с солдатами, матросами, курсантами, офицерами Советской Армии и Военно-Морского флота, которые способствуют укреплению связей творческих работников с воинами Красной Армии, оказывая существенную помощь в воспитании воинов в духе советского патриотизма».

Павел Петрович Кадочников был разносторонним художником. Он пробует свои силы в режиссуре. Им были сняты такие фильмы, как: «Музыканты одного полка» (1965), «Снегурочка»(1969), «Я тебя никогда не забуду»(1983), «Серебряные струны» (1987). Кинокартина «Я тебя никогда не забуду» снята по его сценарию и получила большую благожелательную оценку, как прессы, так и зрительской аудитории.  

 П.П.Кадочникова в роли Алексея Рыбальченко в фильме «Медовый месяц»

Павел Кадочников всегда был ленинградским актером. Он очень любил Ленинград, не стесняясь, признавался ему в любви: «Я очень люблю нежно и страстно мой чудесный город, город, в котором я прожил студенческие годы, в котором я живу сейчас, мой чудесный, мой волшебный, не знаю, как его ещё назвать, мой величественный город – Ленинград!».

Павел Петрович Кадочников поистине народный артист, любимый ни одним поколением зрителей, сумевший сохранить популярность до конца дней. Объяснить огромную популярность актёра  можно словами самого Кадочникова о том, как он относился к своей профессии: «Актер, режиссер – это не только профессия, но образ жизни. Это человек, который выносил в душе своей идею и не может не разделить с другими пережитое, передуманное, обретенное в процессе общения с друзьями и недругами. Коли ты духовно пуст, тебе нечего сказать, нечем взволновать чужие сердца, лучше не идти в искусство».